Завершено расследование дела о подготовке теракта в московском метро
Следственное управление ФСБ завершило расследование уголовного дела о подготовке теракта в московском метро. Как пишет "Коммерсант", обвинение предъявлено члену бандгруппы Руслану Озниеву, у которого была изъята карта столицы с отметками возможных мест закладки взрывчатки. По данным следствия, Озниев выполнял поручение одного из лидеров боевиков Аслана Бютукаева, а на карте были отмечены станции метро "Белорусская-кольцевая" и "Пушкинская", возле последней от руки было написано "Петровка, 38".
Расследование длилось почти полтора года. В окончательной редакции Озниеву были предъявлены обвинения по ст. 30, 205 и 222 УК (подготовка террористического акта, а также незаконный оборот оружия, взрывчатки и боеприпасов). По информации следователей, житель Грозного Озниев оказался среди боевиков после убийства его матери. В начале 2000-х неизвестные в масках напали на торговую палатку, в которой работала его мать. Милиционеры пришли к выводу о том, что палатку разгромили ваххабиты, однако самому Озниеву религиозные экстремисты сообщили, что с его матерью расправились правоохранители. Поверив им, он и примкнул к боевикам.
В 2004 году Озниев исчез. В 2010 году, во время расследования подготовки теракта в метро, выяснилось, что его никто не похищал. На самом деле он был задержан, вывезен из Чечни и обвинен как активный участник незаконного вооруженного формирования под руководством Доку Умарова — следствие установило, что Руслан Озниев снабжал боевиков оружием, а затем был приговорен судом к трем годам лишения свободы. При этом срок он отбывал под фамилией своей матери, о чем родственники, друзья, милиция и даже суд так и не узнали.
Отсидев и освободившись досрочно, Озниев в 2007 появился в Москве. Накануне Дня Победы молодого человека вместе с другими московскими чеченцами задержали за подготовку теракта, якобы планируемого в столице против президента Чечни Рамзана Кадырова: у одного из подозреваемых нашли автомобиль, начиненный взрывчаткой. За это в итоге получил семилетний срок только один из задержанных, а Озниева пришлось отпустить, поскольку его причастность к подготовке теракта доказать не удалось.
Оказавшись на свободе, Озниев подался во Францию, где обосновался в небольшом городке Ле-Ман, в котором уже давно проживает большая диаспора выходцев из Чечни и Ингушетии. Там же молодой человек женился на своей землячке, поселившись у ее родственников и занявшись поисками работы. Как рассказывала изданию жена Озниева Матта, у них вскоре родился ребенок, однако все это время пара жила на пособие по безработице. При этом, по словам Матты, мужу постоянно звонили какие-то люди из России, а время от времени ему приходилось уезжать на родину "по делу". Цель поездок своей жене Озниев не объяснял.
В ноябре 2009 года Озниева задержали в небольшом парке, расположенном возле общежития Российского университета дружбы народов на улице Миклухо-Маклая в Москве. Молодого человека взяли с поличным: он закапывал под елкой упаковку с тротилом, пистолет Макарова, патроны и карту Москвы с пометками. Несостоявшегося террориста сотрудники ФСБ вычислили еще во Франции — по телефонному звонку, поступившему на его мобильник от Аслана Бютукаева, более известного как амир Хамзат.
Адвокат Озниева сообщил изданию, что обвинение в целом они были вынуждены признать, однако будут оспаривать в суде отдельные выводы следствия, которые представляются им несколько надуманными. Кроме того, защитник отметил, что ближайшее время его клиент начнет знакомиться с материалами следствия, а суд над ним может начаться примерно в мае-июне.