статья Исторический день

Эдуард Лимонов, 03.10.2007
Эдуард Лимонов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Эдуард Лимонов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

30 сентября коалиция "Другая Россия" собралась на свой 1-й съезд в одном из корпусов гостиницы "Измайлово". Когда я подъехал туда в чужом автомобиле, место действия уже окружали трясущиеся в трансе активисты прокремлевских молодежных движений. Подобное сопровождение всех мероприятий "Другой России" стало настолько привычным, что не вызывает у меня эмоций; служба безопасности всего лишь принимает обычные предосторожности, только и всего.

В каждом народе есть подлецы, они находятся и среди малых народов, а в больших народах и пруд пруди. Мне сказали, что часть прокремлевских зомби навербовали на ближайшем Измайловском рынке. Зомби расхаживали с флагами и вопили. За деньги.

Целый световой день, захватив часть вечера, делегаты коалиции "Другая Россия" исполняли ту повестку дня, каковую наметили накануне и за каковую проголосовали. Ведущий Осовцов огласил повестку. Я прочитал по бумаге (как Брежнев!) свой классического стиля доклад под названием "Положение в стране и "Другая Россия". Едва я вышел на трибуну, высоко в задних рядах зала, вмещающего, кстати, 1200 человек, вскочили несколько зомби, и что-то прокричали матом, что-то антидругороссовское. Одновременно они разбросали вокруг себя листовки. Мне никто потом листовку не принес, так что я не знаю, что там было написано. Дурь какая-нибудь в любом случае, поскольку сии птенцы гнезда Суркова умом и креативностью не отличаются.

После моего доклада выступали лидеры организаций и представители регионов, выбравшие на своих конференциях делегатов на 1-й съезд. Не все, конечно (ибо всех конференций состоялось 57), а часть.

Единственным неприятным выступлением было выступление "товарища" Удальцова, лидера АКМ. Он сообщил, что съезд его организации накануне вечером (29 сентября) решил не входить в "Другую Россию", поскольку они, видите ли, не верят в целесообразность выдвижения единого кандидата в президенты от оппозиции, да еще если этот кандидат – либерал.

Мы знали, что в организации Удальцова с весны еще образовалась оппозиция курсу Удальцова на сближение с "Другой Россией". Юные старички-догматики предпочитают сидеть и ждать, пока народ дозреет до "революционной ситуации", нежели в союзе со мной и моими сторонниками и радикальными демократами Каспарова бороться с диктатурой. Проведя свой съезд на деньги, ассигнованные "Другой Россией" на проезд делегатов от АКМ на 1-й съезд "Другой России", юные старички-марксисты были настолько бестактны, что еще и пропиарили свой выход из "Другой России" заявлением Удальцова.

Эй, товарищи старички, это непорядочно как минимум, и уже создало вам плохую репутацию! Могли бы заявить до, могли бы после, могли бы и промолчать, выйдя из "ДР" de facto. Впрочем, баба с возу – кобыле легче. Зато на съезде выступил одобряющий теперь всю политику "Другой России" Виктор Анпилов. Если националисты у нас в стране мрачные ребята, то левые – ребята легкомысленные. Готов поспорить, что Удальцов еще появится в "Другой России". А куда еще? Опозорился и Удальцов и АКМ.

На съезде был одобрен большинством голосов состав исполнительного комитета "Другой России" из 13 членов. Был также одобрен большинством голосов всеобщим открытым голосованием список кандидатов в депутаты Государственной думы от "Другой России". В настоящее время в списке 365 кандидатов. Присутствующие на съезде проголосовали и за тройку лидеров списка: Геращенко, Каспаров, Лимонов.

Самым трудоемким, я бы сказал, было тайное голосование за единого кандидата в президенты. В бюллетень были включены шесть фамилий: Виноградов, Геращенко, Гуляев, Каспаров, Касьянов, Рыжков. С огромным отрывом победил Гарри Каспаров. За Михаила Касьянова были отданы на этот раз всего 18 голосов, в то время как на региональных праймериз Касьянов шел практически "грива в гриву" с Каспаровым, последний опережал его всего на одну конференцию: 22 против 21 конференции. 18! Столь мизерный результат Касьянова на съезде "Другой России" объясняется чрезвычайно просто. Касьянов допустил огромную политическую ошибку, отказавшись от участия в праймериз "Другой России" и даже запретив членам НДС участвовать в них.

Мои сторонники еще пару лет назад ориентировались на то, что Михаил Касьянов является кандидатом, у которого более всех шансов победить на выборах, голосовали на праймериз за Касьянова. Но когда они убедились, что сам Касьянов не хочет побеждать в праймериз и даже мешает тем, кто хотел бы видеть его единым кандидатом, они были оскорблены некоторым высокомерием Касьянова. Во всяком случае, они восприняли его политическую ошибку как высокомерие. Я лично готов всегда сотрудничать с Касьяновым и с его людьми, у нас общий противник – авторитарный строй, но съезд выбрал того, кто хочет быть лидером и рискует. А не того, кто не хочет и не согласен рисковать.

В резолюции, оглашенной на съезде, мы пообещали на следующий же день сдать в Центральную избирательную комиссию списки кандидатов в депутаты в Государственную думу. День 1 октября мы с Гарри Каспаровым начали с пресс-конференции в 11 часов в гостинице "Савой", выбранной за ее близость к Центризберкому. Под семью телекамерами и десятком объективов фотографов мы провели менее чем часовую пресс-конференцию. Но, конечно, журналисты ждали, когда мы отправимся своего рода "крестным ходом" в Центральную избирательную комиссию.

В начале первого часа дня мы сформировали импровизированную небольшую колонну во главе с Каспаровым и со мной и отправились. День был солнечный и яркий. Он мог закончиться для нас с Каспаровым как угодно. Мы не исключали ни столкновения с ОМОНом, ни столкновения с прокремлевскими группировками, ни задержания, ни даже ареста. Россия - страна плохо предсказуемая. Здесь свирепствуют эмоции, месть, насилие. Здравый смысл к тому же редко когда возобладал в Кремле. Никогда, точнее.

Мы прошли в переходе под Лубянской площадью и углубились в Большой Черкасский переулок. Там уже все было готово к встрече. Группки и группы омоновцев еще, может быть, сотня журналистов, сотни делегатов съезда, милиция, граждане в штатском. ОМОН и милиция могли остановить нас в любой момент, но у них был, видимо, приказ не чинить нам препятствий.

У входа в Центризбирком в Большом Черкасском была стена металлических заграждений и цепочка милиционеров. Каспаров и я предъявили паспорта и заявили о своем желании встретиться с председателем комиссии Чуровым. Вышел откормленный не то чиновник, не то офицер ФСБ или ФСО и, выслушав нас, предложил пройти Каспарову. Я сказал: "Нет, мы его одного не отпустим. Только со мной вдвоем. Мы вам не доверяем". Откормленный человек удалился, тотчас появился вновь и попросил нас пройти в ближайшую арку того же здания в приемную Центризбиркома.

Из приемной к нам вышел милицейский чин и тотчас согласился пропустить Каспарова и меня внутрь. А внутри нас встретил, улыбаясь (подготовились отлично)? бывший депутат Госдумы, а ныне член Центральной избирательной комиссии Геннадий Райков. Личность достаточно известная, он излучал на нас самую широкую из возможных улыбку Центризбиркома. Он сказал, что если бы мы пришли с коробками документов, то их бы у нас не приняли, а вот наше заявление и список он возьмет и уже сегодня доложит Центральной избирательной комиссии, которая примет решение.

Наше заявление заканчивалось так: "Мы настаиваем на регистрации нашего списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации и готовы в кратчайшие сроки предоставить все необходимые сведения о кандидатах".

Райков написал нам на копии заявления: "Заявление получил член ЦИК Райков Геннадий Иванович. Подпись. 1.10.07. 12:30".

Затем мы все и Райков тоже вышли к журналистам. На улице я продемонстрировал нашим сотрудникам бумагу с райковской пометкой. Все улыбались. Тем не менее улыбки не помешали милиции и ОМОНу задержать 17 делегатов съезда "ДР".

Я сказал журналистке "Коммерсанта": "Вот так начинаются большие войны", - а Каспарову я сказал: "Исторический день. Поздравляю вас, Гарри!"

Досье: Кандидат в президенты от оппозиции

Эдуард Лимонов, 03.10.2007


новость Новости по теме