Ходорковский трубит победу
На заседании правительства 17 апреля обсуждались среди прочего перспективы развития нефтегазового комплекса северо-западных регионов страны. Неожиданная поддержка премьером Михаилом Касьяновым проекта строительства нового трубопровода из Западной Сибири к Мурманску оказалась куда большей сенсацией, чем унылый первый вопрос повестки дня – о поддержке отечественной легкой промышленности.
Правительство поручило немедленно приступить к разработке технико-экономического обоснованию строительства нефтепровода в Мурманской области. Проект Мурманской трубопроводной системы (МТС) был в конце прошлого года предложен правительству консорциумом крупнейших нефтяных компаний России ("ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК и "Сибнефть"), изъявивших готовность вложить в ее строительство до $4,5 млрд. Основная цель проекта – обеспечение поставок нефти в США.
Совсем недавно Касьянов и министр энергетики Игорь Юсуфов были против создания первого в России частного магистрального нефтепровода. Так, находясь в январе этого года с визитом в Мурманске, глава Белого дома заявил владельцам и топ-менеджерам нефтегазовой отрасли буквально следующее: "Вы же понимаете, что по законодательству в России не может быть частного (магистрального) нефтепровода. Я уже говорил об этом Ходорковскому. Приведите свой проект в соответствие с правилами игры, тогда мы рассмотрим его в правительстве". Нет, правительство, конечно, приветствует частные инвестиции в трубопроводный бизнес, подчеркнул премьер. Но "вложения могут быть учтены при установлении тарифа на прокачку нефти для компаний". То есть нефтяникам-инвесторам могут быть предоставлены льготные тарифы на транспортировку нефти. Хозяева нефти тотчас высказали Михаилу Михайловичу свое разочарование.
И вот теперь премьер "за".
На сегодняшний день практически все магистральные нефтепроводы на территории России принадлежат компании "Транснефть", а газопроводы – "Газпрому". Лишь Каспийский трубопроводный консорциум к 2001 году построил и ныне эксплуатирует собственный нефтепровод. В 2003 году по нему планируется поставить в Новороссийск около 8 млн т российской и 6 млн т казахской нефти. Однако проект Мурманской трубопроводной системы на порядок масштабней. Пропускная способность его запланирована на уровне 80 млн тонн нефти в год.
Передача магистральной "трубы" в частные руки – вещь революционная. Наблюдатели выделяют два группы причин, побудивших Белый дом пойти на попятный.
Прежде всего, нефти и газа на российском Северо-Западе много. Очень много. Именно здесь, на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа, расположена богатейшая Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Не менее богатые месторождения (например, газовое Штокмановское и нефтяное Приразломное) скрыты в недрах шельфа северных морей. Во времена СССР на Северо-Западе страны добывалось примерно 20 млн т нефти в год. В 2002 году выкачано всего 15,4 млн т. Однако уже в ближайшие годы именно Тимано-Печора и шельфовые месторождения должны стать одной из опор российской нефтяной отрасли. На Северо-Западе не хватает собственной нефти, а между тем здесь размещены бурно растущие металлургические, лесоперерабатывающие и целлюлозо-бумажные экспортные производства. По прогнозам Минэнерго, уже к 2010 году здесь будут добывать до 45-50 млн т нефти в год. Для этого предстоит увеличить пропускную способность существующих трубопроводов и построить новые.
Минэнерго предлагает сосредоточить усилия в первую очередь на маршруте Харьяга–Уса–Ухта–Ярославль с последующим выходом на Балтийскую трубопроводную систему (БТС). Действующая первая очередь БТС позволяет прокачивать до 12 млн т нефти в год. Для нефтяного потока с Северо-Запада этого мало. Строить вторую очередь БТС – новый нефтепровод до экспортного терминала в Приморске пропускной способностью около 30 млн тонн нефти в год – пока не на что. На это требуется около $1,2 млрд.
Еще одна возможность экспорта нефти российского севера – за счет олигархов. Основа проекта МТС – нефтепровод до Мурманска и способный принимать даже супертанкеры дедвейтом 300-400 тыс. т нефтяной терминал в одной из глубоководных бухт Кольского залива. Но олигархи не хотят оставлять трубу в полной собственности государства, довольствуясь лишь льготными тарифами. Правительство, как стало ясно 17 апреля, не претендует на владение МТС, хотя, учитывая стратегическую значимость "трубы в Америку", конечно, постарается в той или иной мере сохранить над ней контроль.
Теперь вопрос лишь в том, как сторгуются. По мнению наблюдателей, сказав "а", Белому дому неизбежно придется сказать "б". Если кто забыл, руководство "ЮКОСа" еще в прошлом году договорилось с китайской госкомпанией CNPC о кредите для строительства российского участка магистрали Ангарск–Дацин и даже получило гарантии закупок нефти. Проект стоит $1,7 млрд и позволит в перспективе поставлять Китаю до 30 млн тонн нефти ежегодно. Но этот план также "подвис" из-за нежелания правительства разрушить монополию "Транснефти" на трубопроводы.
Кроме экономических, наблюдатели видят и политические причины уступчивости Белого дома. Как стало известно Граням.Ру, "зеленый свет" проекту МТС зажег руководитель президентской администрации Александр Волошин. Как поговаривают, на воображение ключевых игроков президентской администрации подействовало обещание хозяина "ЮКОСа" Михаила Ходорковского баллотироваться в президенты в 2008 году, сделанное сразу после январского афронта правительства. А ну если молодого и симпатичного миллиардера поддержат извне? Рога ему, конечно, обломают, но каковы окажутся издержки? Лучше, сочли за Стеной, договориться заранее. Вот Ходорковский посулил вложить в партийные кассы КПРФ, СПС и "Яблока" порядка $18 млн. И пусть. У Кремля свои отношения с руководством компартии: полностью приватизировать левых олигарху не удастся. На правом же фланге Ходорковскому придется конкурировать с такими политинвесторами, как топ-менедждмент РАО ЕЭС и "Альфа-Групп".
Статьи по теме
Ходорковский трубит победу
17 апреля в Белом доме что-то сломалось. Правительство вдруг разрешило строить новый магистральный трубопровод к Мурманску, с тем чтобы в перспективе экспортировать нефть в США. Причем, что самое важное, уже не требует, чтобы "труба" осталась в государственной собственности. Еще месяц назад премьер Касьянов решительно отвергал эту идею, отстаиваемую, в частности, главой "ЮКОСа" Ходорковским. Однако нефти становится все больше, да и политические фишки за истекший месяц легли по-иному.
Читайте комментарий Ивана Горяева.
Хлестаковы эпохи информационных технологий
Уходящая неделя была отмечена по меньшей мере двумя информационными компаниями. После не совсем пиаровски удачной для президента встречи с олигархами нефтяникам пригрозили национализацией отрасли, причем намекнули, что сделать это можно и с помощью нового старого председателя Конституционного суда. А полпред президента в Северо-Западном федеральном округе сообщил, что за заслуги перед отечеством государь пожалует его новой службой, cпециально для него созданной. Хлестаковщина стала функциональным элементом в информационно-политическом пространстве путинской России, считает обозреватель Граней.Ру Дмитрий Шушарин.
Союз Кремля и капитала
19 февраля лидеры российского бизнеса вновь сходили в Кремль. Путин обещал, что налоговое бремя будет снижаться, попросил богатых гостей помочь (хотя бы не мешать) прохождению в Думе законопроектов об административной реформе и дать развернутые предложения по осуществлению этой реформы и борьбе с коррупцией. Это уже камушек в огород главы Белого дома, который попытался было замкнуть адмреформу на себя.
Подробности в статье Ивана Горяева
Три жирных куска и горючие слезы
Говорят, Путин не особо настаивал на том, чтобы российско-белорусскую нефтяную компанию "Славнефть" возглавил некто урожденный в Санкт-Петербурге. Он лишь хотел, чтобы Михаил Гуцериев покинул кабинет президента компании. Однако, как только президент потребовал от Михаила Касьянова отставки руководства "Славнефти", в интригу тотчас включился сенатор Сергей Пугачев, хозяин Межпромбанка.
"Славянка" прощается с государством
Олигархи думали, что государство продаст чуть менее 20 процентов акций "Славнефти", а Кремль решил – почти 75. Так государство выручит больше. Продадут на открытом аукционе, с приглашением западных аукционистов, с аукционным шагом в $20 млн. Это вам не "Связьинвест" со вскрыванием конвертов. Стартовая цена определена в $1,7 млрд. Эксперты верят, что цена взовьется на $2-3 млрд. Победитель получит 15 млн тонн нефти, добываемой предприятиями "Славнефти" в Поволжье, Сибири и на Ямале, месторождения с запасами примерно на 50 лет бесперебойной работы, Ярославский и Мозырский НПЗ и сбытовую сеть в двух десятках регионов России. Если "Славянку" не возьмет альянс "Сибнефти" и ТНК, то компания отойдет к "Сургутнефтегазу".