Также: Экономика | Персоны: Иван Горяев

статья Не спи, не спи, наложник

Иван Горяев, 25.11.2002
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

На этой неделе Совет Госдумы должен рассмотреть два варианта новой редакции статей 198 и 199 Уголовного кодекса РФ, которые трактуют понятие налогового преступления и определяют полагающееся за него наказание.

Первый законопроект внесен в декабре 2001 года вице-спикером Думы Георгием Боосом и, по оценке наблюдателей, вполне либерален. У него, с точки зрения профильного лоббиста – Общества налогоплательщиков России, два неоспоримых достоинства. Законопроект фактически консервирует сложившееся положение вещей. И главное, уже рассмотрен комитетом по законодательству, рекомендован им к принятию в первом чтении и, соответственно, включен в план работы Думы. Тем самым внесение каких бы то ни было новых вариантов обеих статей УК формально заблокировано: это пошло бы вразрез с регламентом палаты. Как заявил Граням.Ру осведомленный источник в думском аппарате, "крупный бизнес для того и пролоббировал "поправки Бооса", чтобы поставить процедурный шлагбаум на пути готовящихся законодательных инициатив кровожадного ФСНП".

Налоговые полицейские несколько припоздали, но смело перешагнули через процедурный блок. Как известно, новый вариант редакции ст. 198 и 199 УК РФ был предложен правительством в июле и, вопреки закону, тоже принят к рассмотрению думским комитетом по законодательству.

Проект ФСНП, на взгляд большинства экспертов, жесток до безумия и при этом крайне противоречив.

Так, по версии налоговых полицейских, налоговое преступление – это уклонение от налогов исключительно "с целью обмана налоговых органов". Если по недомыслию, то вроде бы и не считается. Однако это послабление лишь на первый взгляд. Россия – страна великих обобщений и самых расширительных толкований. Новая формулировка, полагают эксперты, скорее всего просто освободит органы ФСНП от необходимости собирать доказательства того, что лицо или организация намеревались уклониться от налогооболожения. Любая ошибка бухгалтера может быть квалифицирована как "обман налоговых органов" и стать поводом для возбуждения уголовного дела.

Далее, если "поправки Бооса" разрешают привлечение к уголовной ответственности лишь за неуплату налогов на сумму больше 500 МРОТ (225 тыс. рублей), то правительственные вариант поправок в УК РФ оставляют порог уголовной ответственности на нынешнем уровне – сажать можно за неуплату налогов на сумму свыше 200 МРОТ (90 тыс. рублей).

Более того, поправки ФСНП вводят конфискацию личного имущества руководителей организаций, недоплативших налогов на сумму свыше 5000 МРОТ (2 млн 250 тыс. рублей, или $72 тыс.) Сумма анекдотическая для 45-50 крупнейших компаний и государственных унитарных предприятий, обеспечивающих 70 процентов сбора всех налогов. Такие деньги легко (с нашим-то непроходимо запутанным налоговым законодательством! с нашими-то доморощенными электронными системами бухгалтерского учета) могут пропасть из-за бухгалтерского недосмотра. Если Дума рекомендует к рассмотрению правительственные поправки и они пройдут, то президенты и гендиректора компаний сплошь да рядом будут садиться вместе со своими главбухами. Как советские нэпманы в конце двадцатых.

Наконец, в разработанном ФСНП варианте поправок в УК отменяется практика "деятельного раскаяния" неплательщиков, обязывающая органы налоговой полиции прекращать дело, если "клиент" возместил должок. Собственно, благодаря этому большинство возбужденных ФСНП в прошлом году 40 тысяч дел не дошли до суда. Люди платят. Причем, по уверениям ФСНП, "деятельное раскаяние" приносит в бюджет до 80 млрд рублей. По оценке экспертов, это более похоже на внутриведомственную разовую приписку: просто руководство ведомство переводит часть добровольно уплаченных налогов под графу взысканных с помощью деятельного раскаяния.

Независимые эксперты остаются при убеждении, что таким образом корпорация налоговых полицейских оттаптывает себе новую, более обширную кормовую площадку. Ибо теперь, взыскав деньги с неплательщика, можно будет еще слупить с него в собственный карман эксклюзивную плату за закрытие уголовного дела. Кстати, депутатский законопроект сохраняет действующую норму об освобождении от уголовной ответственности лица, в порядке "деятельного раскаяния" возместившего недоимку.

Эксперты подчеркивают, что новый этап "фискальной революции" обнажает клановый разброд внутри верхушки исполнительной власти. Белый дом не может и не хочет отменить систему внутрикорпоративного трансфертного ценообразования. Не умеет совместить "фискальное усиление" с либерализацией валютного регулирования. "Старые" группировки слишком тесно повязаны с сырьевыми олигархами-экспортерами. "Новые" силовые кланы, не посягая всерьез на коррумпированную систему взаимоотношений государства и бизнеса, просто пытаются заставить "старожилов" поделиться. Кроме того, затеянная ФСНП "фискальная революция" имеет отчетливый политический подтекст. Перед выборами Кремлю в принципе полезно иметь законодательный налоговый жупел для ускоренной мобилизации ресурсов.

Иван Горяев, 25.11.2002


новость Новости по теме