Правительство готовит "мягкую национализацию"
Правительство России обсуждает одну из крайних мер поддержки экономики — частичную национализацию. Как пишет во вторник "Коммерсант", об этом открыто заявил накануне первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, правительство не ставит себе задачи долговременно присутствовать как акционер в капиталах компаний, однако возможен выкуп государством привилегированных акций и конвертируемых облигаций российских компаний.
Игорь Шувалов пояснил, что эта мера может быть применена к компаниям, для которых неактуально замещение кредитов иностранных банков через Внешэкономбанк, на что Центробанк выделяет 50 миллиардов долларов.
Как отмечает издание, термина "национализация" Шувалов избегал, тем не менее речь идет именно о ее мягкой форме, реализуемой в странах Евросоюза. В частности, в рамках такой операции швейцарская банковская группа UBS в октябре выпустила конвертируемые облигации на сумму 6 миллиардов долларов, которыми было оплачено увеличение капитала группы властями страны, технически планы частичной национализации банковской сферы Великобритании реализуется так же.
Ранее о возможности временного вхождения в капитал компаний, находящихся в кризисе, заявлял лишь вице-премьер Сергей Иванов — 17 октября он сказал, что государство готово "по обоюдному согласию" выкупать акции высокотехнологичных компаний и предприятий ВПК у частных владельцев.
Желание Белого дома спасать компании, которым не в силах помочь даже ВЭБ, контрастирует с постоянно ужесточающимся порядком предоставления помощи ВЭБом. Банк развития разместил на своем сайте порядок предоставления субординированных кредитов коммерческим банкам. Сумма кредита ВЭБа не должна превышать 15 процентов от величины собственных средств заемщика, рассчитанной на 1 октября 2008 года, и 100 процентов от общей суммы средств, полученных заемщиком после этой даты от третьих лиц. Однако за это банку-заемщику придется согласовывать с ВЭБом практически все свои действия — в частности, предоставление своим акционерам кредитов в размере более 1 процента от суммы собственных средств, а также всех сделок в размере более 5 процентов от этой суммы.
Комментарий
Во время кризиса все не просто падает, но падает по правилу бутерброда - с переворотом с ног на голову. Какой самый смелый кремлевский мечтатель еще год назад мог вообразить, что флагманом глобальной национализации станут США и Евросоюз, а российские власти, скромно улыбаясь, будут говорить: "Ну если уж они это делают, то, может быть, и нам стоит попробовать. Очень осторожно и исключительно во благо, конечно же". А ведь еще вчера эти же люди говорили, что у России свой особый путь исторического развития. Однако ж нет – прониклись общечеловеческими ценностями. Тот редкий случай, когда лучше никогда, чем поздно.
Конечно же, мягкая ползучая национализация всего и вся – это страшная беда. Плохо, что реальностью становится то, что еще вчера считалось сказками Шварцмана. Плохо, что колоссальные активы окажутся в руках неэффективного собственника, который (вот тут уж к гадалке не ходи) никогда не сделает и шагу в сторону новой приватизации, а если вдруг и сделает, то мы уже сейчас поименно знаем этих замечательных новых владельцев. А у некоторых даже знаем их звания.
Окрепнув в своем заблуждении, что свободный рынок не работает и по его невидимым рукам надо постоянно бить своими мозолистыми, власти уже зарегулировали до смерти фондовый рынок. Теперь они начинают это делать в масштабе экономики базовых активов.
Никита Варенов, 28.10.2008
Дословно
Игорь Шувалов
Мы туда как менеджеры не пойдем, хуже менеджеров, чем мы, нет.
"Коммерсант", 28.10.2008