Владимир Яковлев: В покушении на Зязикова нет чеченского следа
Полномочный представитель президента России в Южном федеральном округе Владимир Яковлев, который взял расследование покушения на президента Ингушетии Мурата Зязикова под свой контроль, считает нецелесообразным говорить о "чеченском следе" в деле о покушении. Об этом он заявил на совещании представителей силовых структур, которое прошло во вторник поздно вечером в Магасе под его председательством, передает Газета.Ру со ссылкой на Интерфакс.
По мнению Яковлева, происходящее в Ингушетии, где "есть деструктивные силы", - это "уже международный терроризм, в борьбе с которым не должно быть двойных стандартов". Яковлев сравнил ситуацию в Ингешетии с ситуацией в Узбекистане, где "раскрыта целая сеть террористов-одиночек".
Полпред отметил, что "мы находимся на территории "сложного" округа, на территории Ингушетии, и знаем, сколько за последнее время здесь было ликвидировано участников незаконных вооруженных формирований".
На совещании, в свою очередь, выступил исполняющий обязанности министра внутренних дел Ингушетии Абукар Кастоев. Он отметил, что в деле о покушении на президента имеются три версии, однако в интересах следствия они не раскрываются. Кастоев сказал также, что задержанных по делу о покушении на Зязикова пока нет.
Во воторник вечером сам Зязиков выступил по телевидению с обращением к ингушскому народу. Он заявил, что Ингушетия не будет превращена в театр военных действий. По словам Зязикова, покушение на него было направлено против жителей Ингушетии и против самой республики. По его словам, в республике сегодня идет созидательный процесс, она становится инвестиционно привлекательна, а это то, с чем не могут смириться определенные силы. "Сегодня эти силы хотят превратить Ингушетию в театр военных действий. Могу сказать, что они очень жестоко просчитались", - подчеркнул Зязиков, передает телеканал "Россия".
Покушение на президента Ингушетии было совершено накануне. На пути следования кортежа президента террорист-смертник подорвал легковой автомобиль. В результате 6 человек получили ранения. Сам Зязиков также был ранен. Как следует из доклада специальной следственной группы, жизнь президента Ингушетии спасли грамотные действия службы сопровождения, которые не допустили приближения машины со взрывчаткой к автомобилю главы республики. Прокуратура республики возбудила в связи с покушением на Зязикова уголовное дело по трем статьям УК РФ - 105 ("покушение на убийство"), 222 ("незаконное хранение взрывчатых веществ") и 277 ("покушение на жизнь государственного или общественного деятеля и терроризм").
Комментарий
За два года своего президентства Мурату Зязикову не удалось достичь желаемого умиротворения на территории Ингушетии. Наоборот, ситуация обостряется день ото дня. Страсти накаляет жесткое вытеснение чеченских беженцев из республики. По весне оживились боевики, целенаправленно осваивающие Ингушетию как второй театр военных действий. Небывало сильным раздражителем населения стало присутствие федералов, в частности, активность спецподразделений ФСБ, ГРУ и МВД. По мнению ингушей, именно федералы повинны в том, что исчезновение людей в республике обрело обвальный характер. По данным правозащитных организаций, только за последние два месяца в Ингушетии бесследно исчезли 40 человек.
В последние дни в Ингушетии произошли два события, существенно встряхнувшие население республики. 25 марта по станице Орджоникидзевской нанес ракетный удар неизвестный вертолет (разумеется, кроме федералов здесь никто не летает). Отстрелялась "вертушка" по пятачку, где по вечерам собиралась местная молодежь. В итоге погиб один девятиклассник, двое подростков оказались в реанимации. Вокруг трагедии сразу же была установлена информационная блокада. Ингушей возмутило то, что президент Зязиков не счел нужным отреагировать на эту беду хотя бы парой сочувственных слов. Он в тот же день уехал в Сочи к Путину с докладом о том, как хорошо идут дела во вверенной ему республике.
Второе потрясение Ингушетия пережила, узнав об исчезновении старшего помощника прокурора республики Рашида Оздоева. Его похитили прямо под окнами президентского дворца в Магасе. В республике он был известен как борец с произволом ФСБ ("контору" он курировал по должности). Накануне он отправил в Москву представление генпрокурору России Владимиру Устинову о бесчинствах спецслужб и федералов, о том, что администрация президента фактически покрывает все эти преступления.
Вряд ли эти факты имеют прямое отношение к покушению на президента Ингушской Республики. Они лишь фон, который характеризует нынешнюю атмосферу в республике как крайне взрывоопасную. На территории, где до такой степени сосредоточены интересы криминального мира (чего только стоит слава Ингушетии как "черной дыры", где исчезают украденные по всей России автомобили), главного администратора могут "заказать" многие.
Дословно
Мурат Зязиков
Я получил легкие ранения, в том числе небольшие ожоги. Чувствую себя нормально. По всей видимости, теракт осуществил террорист-смертник. Следствие сейчас в этом разбирается.
Этим терактом пытались взорвать ситуацию не только в Ингушетии, но и на Северном Кавказе в целом. За этим терактом стоят силы, которые не могут смириться с созидательными процессами, происходящими в Ингушетии. И внутри, и вне Ингушетии есть силы, которых не устраивает то, что за последние десять лет Ингушетия находится в конституционном поле Российской Федерации. В республике идут созидательные процессы, решаются многие проблемы и теперь уже ясно, что есть силы, которые с этим не могут смириться.
Интерфакс, 06.04.2004
Ахмад Кадыров
Это дело рук бандитов, которых много расплодилось в Ингушетии, как и в других субъектах Северного Кавказа и даже в иных регионах России. Действия федеральных сил и местных правоохранительных органов Чечни переломили ситуацию в Чеченской республике, но необходимы плановые ежедневные мероприятия по борьбе с бандитизмом вести и в других регионах.
В связи с покушением на Зязикова не следует говорить о каком-то чеченском "следе", ибо в Ингушетии преступных групп не меньше, если не больше, чем в Чечне. Я в частных беседах обращал на это внимание Зязикова.
Интерфакс, 06.04.2004