В России начался Год Белоруссии
В России открывается Год культуры Белоруссии, сообщает Интерфакс. На пресс-конференции в Москве, посвященной открытию фестиваля, министр культуры РФ Александр Соколов отметил: "Именно взаимодействие деятелей культуры России и Белоруссии является стойкой и четкой традицией, которую мы обязаны продолжить. Не случайно открытие того года, который будет посвящен демонстрации достижений культуры Белоруссии в России, состоится на новой сцене Большого театра". "Программа фестиваля - это государственная программа, которая учитывает финансовую сторону, но не ставит первоочередной задачей коммерческую отдачу. У нас совершенно другие возможности, не зависящие от сиюминутного успеха, а рассчитанные на цели куда более высокие", - цитирует российского министра РИА "Новости".
Со своей стороны, министр культуры Белоруссии Леонид Гуляко сказал, что "впервые в России проводится такое масштабное событие с участием мастеров культуры Белоруссии - в течение года по различным регионам РФ пройдет свыше 200 мероприятий, участие в которых примут 360 человек". В следующем году, сообщили министры, в Белоруссии будет проходить Год культуры России.
Комментарий
Комментарий Николая Руденского
Наш министр культуры и массовых коммуникаций воспользовался российско-белорусским мероприятием, чтобы вновь продемонстрировать публике свое замечательное красноречие. Недавний приход нового человека на должность главы Минкульта был для многих неожиданным, однако мучительного вопроса Who is Mr. Sokolov? так и не возникло. Александр Сергеевич еще до прибытия к месту службы намекнул, что намерен навести порядок в такой запущенной области, как музыкальная критика. А неделю назад министр дал обширное интервью "Известиям", в котором, как сказал бы Зощенко, "развернул свою идеологию в полном объеме". Правда, как всякий опытный чиновник, г-н Соколов умеет уходить от конкретных вопросов, отделываясь бессодержательными общими формулировками. Однако если суть высказываний министра временами туманна, то стиль его крайне выразителен. Редко встречаешь такие законченные образчики напыщенного канцелярита, пересыпанного неправильно употребляемыми иностранными терминами. Конечно, наши государственные служащие имеют право плохо владеть родным языком. Но хочется, чтобы хотя бы глава культурного ведомства не пользовался этим правом столь напористо и энергично.
Дословно
Александр Соколов
...Я был занят совершенно другими проблемами, связанными исключительно с консерваторией, и лишь за день до отлета у меня произошли те событийные встречи, на которых в контексте обсуждения именно консерваторских проблем и была затронута неожиданная для меня перспектива работы на федеральном уровне... Но теперь могу, даже если меня разбудят ночью, ответить на любой вопрос, связанный с консерваторией в любой проекции деятельности. На это действительно понадобилось определенное время, проведенное в плотном контакте со специалистами, которые помогали мне разобраться и как-то выстроить эту деятельность... С одной стороны, я вхожу в сферу деятельности, которую хорошо знаю, и здесь речь идет не только о музыке, а вообще о художественной культуре, поскольку Московская консерватория - это средоточие всех веяний в сфере художественной деятельности.
...И кто бы ни пришел, он всегда будет иметь соответствующие доминанты в своей деятельности. Если, допустим, наше министерство возглавил человек высокопрофессиональный в сфере средств массовой информации, то наверняка бы волнение испытывали художники, которые думали: а как это он разберется со своих ментальных позиций в той тончайшей сфере, которой является культура?..
...Часто задается вопрос: как вы относитесь к борьбе с порнографией? А где определение понятия порнографии? Конечно, есть законодательные акты, есть история вопроса, есть какая-то попытка адаптировать эти акты уже в сфере культуры, и даже уже есть соответствующие положения Министерства культуры. Но мы же знаем историю этой самой культуры...
Конечно, там есть свои большие или меньшие удачи, и можно было бы обсуждать это отдельно, но тем не менее в контексте современного телевидения, мне кажется, показан очень хороший пример, который следует, конечно, считать определенным ориентиром. Ну и очень много таких частных проекций этой проблемы мы могли бы сейчас с вами обсуждать, но я опять же склоняюсь к тому, что интуиция нам здесь поможет...
Я думаю... министерство как стратег выработки государственной политики должно задать алгоритм, дать установку. Достаточно конкретную, которой определялся бы конечный результат...
Значит, когда начинается конкретный, тактический разговор, то, конечно, здесь опыт людей, которые работают в агентстве, да и их количество, которое превосходит штаты министерства, даст возможность внятно довести эту идею до потребителя. Как мы будем работать в этом взаимодействии, со стороны будет виднее… Прежде всего я должен сказать, что это одна из моих личностных констант. Это никоим образом не заигрывание с прессой. Я то же самое делал в консерватории. Те, кто со мной работает, прекрасно знают - целый ряд гордиевых узлов был не разрублен в консерватории, а именно развязан благодаря тому, что все было вынесено из тени на свет...
Это сфера, в которой я сейчас перемещаюсь из эмоционального восприятия мира к его логическому осмыслению. И работая над материалами из разных источников и сопоставляя, и опираясь на мнение профессионалов, я как раз именно в этом вопросе особенно удерживаю себя от анонсов... У меня есть своя позиция, у меня, конечно, есть представление о том, как выстраивается вся эта ситуация, но комментировать ее - это уже очень ответственный вопрос. Я мог бы сейчас только повторить, что поспешности не будет, это точно. Не будет перекоса, связанного с какой-то одной аргументацией в ущерб другим, но как раз здесь коллегиальность обязательно будет подразумевать компетентность...
Сегодня канал "Культура" - это как раз тот самый панорамный подход, в котором есть неизбежная избирательность, неизбежная, может быть, субъективность редакторов и так далее. Я не считаю, что это плохо. Потому что самое главное - показывать тот художественный материал, который зацепит, что называется, за сердце, за душу человека, может быть, даже случайно нажавшего на эту кнопку.
"Известия", 20.04.2004
Корней Чуковский (1882-1969)
Об этом языке будет в свое время напечатано немало исследований... Искусственно пользуясь им для своих рассказов и очерков, Зощенко не забывал никогда, что сам по себе этот язык глуповат и что из него можно извлекать без конца множество комических и живописных эффектов именно потому, что он так уродлив, нелеп и смешон. На каждой странице писатель готов отмечать вывихи его синтаксиса, опухоли его словаря, демонстрируя с веселым злорадством полную неспособность ненавистного ему слоя людей пользоваться разумной человеческой речью... Вот до чего бестолково речевое мышление у новоявленных советских мещан: слова непослушны их мыслям и часто выражают суждения, прямо противоположные тем, какие им хочется выразить. Вдобавок эти скудоумные... прямо-таки обожают казенные, канцелярские фразы... Этот человек так порабощен эстетикой протоколов, донесений и рапортов, что, рассказывая например, как его толкали в театре, только и находит такие слова: "Кручусь... вызывая нарекания и даже толкание и пихание в грудь"... Кроме канцелярита, новомещанская речь богата... дурно понятыми иностранными словами, которые еще с давнего времени так приманчивы для этих людей. Со смердяковским упоением они то и дело употребляют их совершенно некстати... Алогизм, косноязычие, неуклюжесть, бессилие этого мещанского жаргона сказывается также... в идиотических повторах одного и того же словечка, завязшего в убогих мозгах.
"Зощенко"// Собр. соч., т. 5. "Современники". М.: Терра, 2001, с. 399-401.
Статьи по теме
Министр культуры и культура министра
Впервые представ перед публикой, новый российский министр культуры и печати Александр Соколов произвел впечатление прежде всего своим выдающимся косноязычием. Однако если проанализировать корявые высказывания начальника культурно-информационного ведомства, можно сделать некоторые предположения относительно того будущего, которое уготовано отечественным средствам массовой информации и художественным проектам.