Министр культуры и культура министра
Состоявшаяся в понедельник встреча обновленного руководства Министерства культуры и печати с журналистами и служителями муз оказалась не слишком содержательной. Наиболее красноречивый из команды чиновников - Михаил Швыдкой - все больше помалкивал, наиболее косноязычные - министр Александр Соколов и его первый зам Леонид Надиров - говорили. Выражение "продвижение работы мысли" имеет шансы стать крылатым. А было еще и "вторжение инфекции на ТВ".
Что еще стало понятно на этой встрече? То, что министр Соколов и его зам Надиров – склонившиеся над культурой комиссары в пыльных шлемах, а начальники агентств Швыдкой и Сеславинский – спецы, иначе выражаясь, менеджеры. По причине затрудненности устной речи комиссаров многие вопросы, касающиеся задач и методов управления художественной и медийной деятельностью в стране и за ее пределами, остались неразъясненными. Непонятно, в частности, как далеко, по мнению нынешних функционеров, распространяется их власть над государственными и негосударственными СМИ и художественными проектами.
Судя по отдельным высказываниям господ Соколова и Надирова, можно предположить, что они вообще не видят здесь разницы и готовы, как Ноздрев, утверждать: "Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону все мое". Во всяком случае, когда зашла речь о некомпетентных музыкальных критиках в частных газетах, то новый министр культуры и бывший музыковед Александр Соколов проявил заметную заинтересованность в искоренении подобных "искривлений". И явно угрожающе прозвучало заявление министра, что он до сих пор телевизор не смотрел, а теперь постарается наверстать упущенное. А тут еще эстрадный артист Геннадий Хазанов подал заявку на первоочередное и пристальное внимание со стороны министра к развлекательному разделу телевещания. В зале сидели представители еще нескольких видов искусства – у них тоже, наверняка были свои предложения. У кинорежиссеров Карена Шахназарова и Сергея Соловьева – претензии по части засилья голливудской продукции на телеэкране, да и в кинопрокате.
Было видно, что мастера культуры услышали то, что хотели услышать: государство готово помочь им в борьбе с рынком и рейтингом. В свою очередь, государство получило четкие сигналы от мастеров, что они согласны не только на финансовую поддержку, но и на идейную опеку.
Как далеко стороны могут зайти в своих взаимоотношениях, покажет время. Сейчас же мы можем судить о начавшемся процессе не только по словам, которые вырываются иногда вполне нечаянно из уст высоких начальников, но и по структуре самого ведомства.
Все больше признаков того, что обновленное Министерство культуры являет собой контрольный орган. Сама его конструкция об этом говорит. Глава ведомства и его первый заместитель будут отвечать перед президентом за направленность работы культурных и медийных институтов, за их идеологию, а руководители агентств останутся, что называется, на хозяйстве. В ведении первого будет в основном финансирование и организация кинематографических и театральных проектов. Второй займется созданием материальных условий функционирования СМИ. И министр, и его первый зам уже совершенно недвусмысленно дали понять, что такой рычаг управления прессой, как лицензирование, раньше или позже окажется в руках самого министерства. К этому рычагу добавится еще один, о котором вскользь упомянул господин Надиров, сообщивший, что его шеф направил Путину предложение о "создании федеральной службы по надзору в сфере культуры и массовых коммуникаций". Он не сказал, как именно эта служба станет надзирать, но догадаться нетрудно. Речь, по всей вероятности, идет о введении в России неполитической цензуры. Что-то вроде медийной полиции нравов.
Здесь не следует обольщаться относительно того, что мы имеем дело исключительно с правительственной инициативой. Позывы к неполитической цензуре ощущаются и с других сторон. Их еще в прошлом году довольно шумно озвучивали некоторые мастера культуры и парламентарии из группы "Народный депутат", где созрело сразу несколько законодательных инициатив по наведению порядка в кинопроизводстве и в телевещании.
Мотив был тот же: забота о душевном и психическом здоровье нации, о ее духовной безопасности. Законопроекты не прошли. И не в последнюю очередь потому, что прежние министерства культуры и печати им сильно противодействовали. Да и президент Путин их не поощрял.
Сегодня, возможно, настал другой исторический момент. Чего хотела бы власть от искусства? Едва ли банальной пропаганды и агитации в свою пользу. На это существуют СМИ вообще и информационно-политическое телевещание в частности. А художественная культура по-прежнему остается важнейшим из инструментов в деле оздоровления морали, возвышения духа, в осознании национального достоинства, в сотворении добродетельных кумиров и привлекательных героев нашего времени. Тем более что собственно население действительно как-то охладело к политике, оно все больше тяготеет к более сильным впечатлениям. К тому, что за границей называется "фикшн" и "фэнтези".
В силу этого именно культура все чаще становится альтернативой политике. И в первую очередь, разумеется, массовая культура, существенной частью которой являются кино и поп-музыка.
Отсюда и интерес наших государственников и национал-патриотов к этой сфере творческой деятельности. Отсюда и стремление поставить ее под контроль государства и на службу государству.
Общий смысл преобразования Министерства культуры, похоже, и состоит в создании на телевидении и в прочих видах художественной деятельности так называемой неполитической цензуры, полиции нравов, присматривающей за мастерами культуры. Судя по всему, пошел процесс ползучего огосударствления художественной и информационной деятельности.
У Жванецкого была такая идея: поставить в людных местах турникеты – пусть все свободно через них проходят, но слегка при этом волнуются. Пока новое Министерство культуры на большее не претендует. А как там дальше пойдет дело – видно будет.
Дословно
Михаил Ромм
В начале тридцать восьмого года был арестован Шумяцкий, и на его место назначили нового председателя Комитета по делам кинематографии, Семена Семеновича Дукельского. Ну, правда, когда Шумяцкого арестовали, было в Москве большое торжество. Очень его не любили, многие не любили. В "Метрополе" Барнет пьяный напился. Все ходили веселые. Хуже, говорят, не может быть, наверняка будет лучше. Кого назначат? Разные слухи ходили - того или другого.
Ну, дня два прошло - назначили. Новый человек - Семен Семенович Дукельский. Кто такой? Из органов, говорят. Из органов. Уполномоченный по Воронежу.
Ну, а какое же он отношение имеет к искусству? В молодости, говорят, был тапером, в кинотеатре играл на рояле. Ну, думаем:
- Значит, имеет музыкальное образование? Интересно.
Да нет, говорят, музыкального образования у него нет, одним пальцем играл где-то в провинции, в маленьком городишке. А пришел он наводить порядок. Порядок будет наводить.
А-а, ну посмотрим, что это за Семен Семенович Дукельский, бывший тапер, который пришел из органов к нам наводить порядок.
Проходит дня два - звонок мне. Секретарша говорит:
- Семен Семенович просит вас завтра в два часа явиться к нему.
Ну, естественно, завтра ровно в два я как штык. Секретарша идет к нему докладывать. Выходит человек, высокий, костлявый, в синих бриджах, сапогах, в синей гимнастерке, плечи такие острые. Туловище поворачивается вместе с головой. Рот, когда улыбается, кривит. Брит наголо. Голова как яйцо - большая, длинная. Уши торчат, и очки темные. На Победоносцева смахивает; длинная шея с кадыком, и голова ворочается вместе с туловищем. Первое впечатление довольно зловещее.
Глядит на меня:
- Вы кто?
Я говорю:
- Я Ромм, кинорежиссер, вы меня вызвали.
- Когда?
Я говорю:
- В два часа.
- А сейчас сколько?
Я говорю:
- Два часа.
- Четырнадцать! Четырнадцать! Два часа - это ночью бывает, а днем бывает четырнадцать. Вы это на всякий случай усвойте, товарищ режиссер. Вы, творческие работники, к порядку не привыкли, а будет порядок. Днем - четырнадцать часов, ночью - два часа.
Немножко задыхаясь он говорит, с придыханием таким: ночью два часа, так. Я говорю:
- Что ж, мне к вам ночью являться?
- Да нет, больше не надо, я уж посмотрел на вас. Всё, можете идти.
Повернулся и пошел. Странный человек, какой-то довольно необыкновенный.
Как в кино. Устные рассказы. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003, с. 104-105.
Статьи по теме
Министр культуры и культура министра
Впервые представ перед публикой, новый российский министр культуры и печати Александр Соколов произвел впечатление прежде всего своим выдающимся косноязычием. Однако если проанализировать корявые высказывания начальника культурно-информационного ведомства, можно сделать некоторые предположения относительно того будущего, которое уготовано отечественным средствам массовой информации и художественным проектам.