Зам Соколова предложил создать службу по надзору над культурой и СМИ
В понедельник глава нового министерства по культуре и массовым коммуникациям Александр Соколов выступил перед журналистами. Как передает телекомпания НТВ, новый министр сообщил, что министерство будет разделено на ряд агентств, которые займутся культурой и СМИ. Кроме самого Соколова пока утверждена только одна должность. Первым заместителем стал Леонид Надиров.
Все остальные кандидатуры на должности руководителей агентств, среди которых бывший министр культуры Михаил Швыдкой, пока официально не подтверждены кабинетом министров. Однако Соколов особо подчеркнул, что никаких больших кадровых сокращений в Министерстве культуры не будет.
Соколов заявил, что с его стороны "никакой цензуры и нравоучений не будет". Однако, по его словам, "необходимо выправить кривые зеркала", то есть прекратить искажение информации некоторыми СМИ. "Искажения связаны, в частности, с поспешностью подведения итогов", - уточнил министр. В этой связи он сказал: "Это вопрос, который не будет решаться выходом какой-то директивы или цензурной преграды".
По его словам, такие вопросы должны решаться, в частности, подготовкой соответствующих специалистов в творческих вузах.
Первый зам Соколова Леонид Надиров, в свою очередь, заявил, что глава министерства "вышел в правительство с предложением создать Федеральную службу по надзору в сфере культуры и массовых коммуникаций". Этот вопрос решается, отметил Надиров.
Соколов отметил, что этот орган не будет заниматься цензурой. По его словам, "это взаимодействие". "Какое-то вмешательство в редакционную политику канала все-таки должно быть", - сказал Соколов.
Предпосылкой к этому разговору стало выступление Геннадия Хазанова, который говорил о "беспределе бескультурья, который стал происходить в отсеке развлекательных телевизионных программ". Министр культуры заявил, что разделяет его точку зрения.
Надиров также сообщил, что лицензирование будет в ведении министерства.
Отвечая на вопрос о рекламе на телевидении, Соколов отметил, что она должна быть подвергнута детальному анализу. Прерывание высокохудожественных фильмов рекламой министр назвал "вторжением инфекции в художественное состояние".
Комментарий
Судя по темпераментным заявлениям нового министра по культуре и массовым коммуникациям в адрес нерадивых музыкальных критиков, не поздоровится и критикам вообще. А поскольку скептицизм и непозволительная ирония по отношению к властям еще окончательно не вытравлены из отечественных СМИ, то работы гг. Соколову и Надирову будет невпроворот. Идея создания государственного органа, который бы надзирал "за самим духом нашей печати", восходит к царствованию Николая I, хотя и до него вольнодумцев умели приструнить. А вообще, как утверждают историки, профессия цензора получила государственный статус в 1786 году. Но при Николае I она стала настолько эффективной, что, по выражению Пушкина, русские литераторы "стали не только смирны, но даже сами от себя согласны с духом правительства".
Таких, которые "сами от себя", в нынешних СМИ и без цензурных комитетов уже довольно. Но если надзору за журналистами придать характер индустрии, железной государственной опеки, то, безусловно, ряды согласных "от самих себя" умножатся. И еще одна подсказка из нашей истории, от того же Александра Сергеевича: цензуру он называл той же опричниной, "а опричники руководствуются не уставом, а своим крайним разумением".
Новую структуру можно назвать как угодно красиво, в основу ее деятельности можно принять какие угодно либеральные законы, но "крайнее разумение" гг.Соколовым и Надировым уже вполне четко обозначено.
Дословно
Козьма Прутков
(Из проекта "О введении единомыслия в России")
Целесообразнейшим средством было бы учреждение такого официального повременного издания, которое давало бы руководительные взгляды на каждый предмет. Этот правительственный орган, будучи поддержан достаточным, полицейским и административным содействием властей, был бы для общественного мнения необходимою и надежною звездою, маяком, вехою. Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном круге была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем событиям и вопросам. Можно бы даже противодействовать развивающейся наклонности возбуждать "вопросы" по делам общественной и государственной жизни; ибо к чему они ведут? Истинный патриот должен быть враг всех так называемых "вопросов"!