Сон Попова
Надо же, вспомнил! День радио! Впрочем, вру, не вспомнил - прочитал в Интернете. А в детстве я эти даты - дни печати, артиллериста, шахтера, авиации, радио - не забывал никогда. Еще бы: на кухне же висел отрывной календарь, изученный мною со всей доскональностью, на какую я был способен.
В День радио страничка календаря была украшена портретом благообразного и бородатого старорежимного дядьки. Это был инженер Попов, изобретатель радио. Все остальное по версии тех лет, кажется, изобрели Ползунов и Кулибин.
Чтобы понять роль радио в жизни человека, надо помнить себя пятилетнего в каком-нибудь пятьдесят третьем году. Ты лежишь в очередной ангине. Глотать больно, а тонкую твою шею нещадно царапает пергаментная бумага от компресса. За окном бесконечный снег. Говорить тоже больно, да и не с кем. Мама пошла в аптеку за стрептоцидом, и ее все нет и нет. На этажерке, покрытой кружевной салфеткой, стоит, подмигивая изумрудным глазом, трофейный радиоприемник. В нем вся жизнь, в нем вся надежда, он один тебе утешитель. Ты слушаешь все - от гимна до гимна.
Утренняя гимнастика. Преподаватель Гордеев, пианист Родионов. "Ноги на ширине плеч! Колени повыше! Оч-чень хорошо! Раз! Два! Три! Раз! Два! Три! Переходите к водным процедурам".
"Пионерская зорька". Когда-то, уже в 70-е годы, в одной компании меня познакомили с миловидной, но простенькой барышней. На вопрос о роде занятий она как-то небрежно бросила, что она "радиоактриса". Это заинтриговало. Потом выяснилось, что радиоактриса она в том смысле, что, когда ей было лет семь, она записалась на радио в роли "Здравствуйте, ребята! В эфире "Пионерская зорька"!"
"Писатель у микрофона". "Я получаю много писем от своих читателей. Прочту одно из них".
Певцы. Бунчиков поет "Летят перелетные птицы", а Нечаев - "Влюбленного бригадира" ("Говорить не умею речисто я. И поэтому мо-олча люблю-у-у"). Вдвоем поют шуточную: "Вот они идут все трое - он, она и проливно-ой (пауза) дождик, дождик, дождик, дождик".
Детская радиопостановка. "Айога-гаа-гаа-гаа", - заклинает голос Бабановой. Мальчишек-сорванцов играет Зинаида Бокарева. Всех остальных - Николай Литвинов. Особенно папу Карло и Буратино одновременно.
Передовая статья и краткий обзор газеты "Правда". Понятно только одно: как же мне все-таки повезло, что я родился в СССР. А мог ведь в какой-нибудь Америке. Ужас!
Разучивание песни. "А теперь прослушайте этот куплет в исполнении детского хора".
Футбол. Вадим Синявский. Знакомая всей стране скороговорка: "Внимание, внимание! Наши микрофоны установлены... Нетто передает Симоняну, Симонян - обратно Нетто. Надо бить! Ай-я-я-я-яй!"
"Угадайка, угадайка, интересная игра, та-та-та-та, та-та-та-та (не помню), слушать радио пора".
Произведения советских композиторов... В кругу музыкантов была такая шутка: "Мы передавали произведения советских композиторов. А теперь послушайте музыку".
Так вот, одним мартовским днем, уже выздоравливая и потому пребывая в томном блаженстве, я услышал скорбный голос Левитана: "дыхание Чейн-Стокса...". Это была первая осознанная мною смерть. Умер тот, которого радио по сто раз в день называло моим отцом. Мой настоящий отец в тот день бросил курить. Хотя при чем тут это? Непонятно.
Чтобы понять роль радио в жизни человека, надо помнить себя, вращающего во все стороны рижскую "Спидолу" с погнутой антенной в тщетной попытке расслышать голос Анатолия Максимовича Гольдберга. "Глядя из Лондона". Би-би-си. Советские танки в Праге. Ни черта не слышно.
Одна знакомая довольно большая семья ежевечерне и в полном составе слушала "Голос Америки" - это было родом ритуала. Среди слушавших был и очень старый дедушка. Он, хотя и был глуховат, вел себя тихо, никого ни о чем не переспрашивал, внимал всем этим шорохам и трескам почтительно и дисциплинированно. Лишь после всего, когда радио выключалось, он всякий раз горестно констатировал: "А погоду опять не сказали". Особая, несколько мистическая роль погодных прогнозов - тема особая. Впрочем, об этом сказано и понаписано много всего.
Чтобы понять роль радио в жизни человека, надо поднапрячься и вообразить себе, что были баснословные времена, когда не было телевизоров, не говоря уж об Интернете. А потому всенародные герои тех лет - дикторы, ведущие, спортивные комментаторы, певцы и исполнители ролей в радиоспектаклях - были таинственными невидимками, необычайно интригующими и будоражащими народное воображение.
Радио жило по обыкновению на кухне. Связь между кухней и радио была односторонней. Радио вещало, учило, пело и проповедовало. Кухня резала лук, пила чай, разговаривала, ругалась, мыла посуду. Иногда вслушивалась, поднимая указательный палец.
Теперь радио слушают в автомобилях.
Чтобы понять роль радио в жизни человека в наши дни, необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о таком важном социокультурном феномене, как автомобильная пробка. Когда тебе приходится ловить машину, ты всякий раз тянешь лотерейный билет. Ты всякий раз задаешься вопросом, какие именно звуки будут сопровождать твое Великое Стояние в Пробке. Станет ли эфир струить зефир, врачующий твое раздраженное нетерпение, или, что скорее всего, эфир будет струить безысходный "Шансон", лишь умножающий во сколько-то раз твои дорожные муки.
Согласно известному афоризму, радио есть, а счастья нет. Это, разумеется, так. Но это и не так, если все-таки вспомнить себя пятилетнего в каком-нибудь пятьдесят третьем году, медленно и блаженно выздоравливающего после очередной ангины под ангельские, обещающие непомерное счастье звуки: "Был поленом, стал мальчишкой, подружился с умной книжкой. Это очень хорошо, даже очень хорошо! Ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля-ля!"
Статьи по теме
Если бы да кабы
"Мама! - в какой-то момент завопил я. - Вот, послушай! "Если бы да кабы..." "Не надоело тебе?" - неучтиво отозвалась мама, но ей не было дано остановить мощный напор подлинного вдохновения. "Нет, ты послушай! "Если бы да кабы в носу росли грибы, то тогда в носу было бы как в лесу". А? Как тебе?"