Переход на уличности
В Москве стартовал фестиваль уличной культуры Street Art Act - секретами мастерства делятся ведущие мировые мастера граффити. В России этот вид искусства актуален как никогда - в городском пространстве находит выход творческая энергия протеста. Можно вспомнить и остроумные акции с заменой наружной рекламы, и дерзкие растяжки у Кремля и на Невском, и оригинальные граффити Стратегии-31, и екатеринбургскую "меловую революцию", и международный проект Врубеля-Тимофеевой, и, конечно, признанный шедевр - Литейный Хуй. Политический стрит-арт в России - дело опасное. Троих барнаульских анархистов судят сейчас за наглядную агитацию с Путиным и Гонореей, им грозит до 7 лет тюрьмы. По просьбе "Граней" эксперты комментируют это громкое дело и перспективы российского стрит-арт-активизма.
Влад Тупикин, участник общественного движения (Москва)
Что, собственно, такое стрит-арт? Каждый понимает как хочет? Ладно... Сбор подписей за канонизацию Ельцина 1 апреля 1990 года на "Баррикадной" в Москве; "День шпиона" во Вроцлаве во времена военного положения в Польше в 1980-е (проводила его Pomaranczowa Alternatywa); акция "Российские слоны против Высокоскоростной магистрали" (делали "Хранители радуги" в Москве в феврале или марте 1996 года); street-party 1 мая 2001 года в Москве (с него потом срисовали "Монстрацию" новосибирские товарищи), когда анархисты, пристроившись в хвосте колонны КПРФ, несли лозунги со случайным набором букв или просто лозунги, сшитые из разных кусков цветастой материи - в цветочек, в полоску и в хрен знает во что; альтермондиалистский футбол на Пушкинской площади в Москве в конце мая 2003 года - участники, одетые в карнавальные костюмы половых органов глав стран "большой восьмерки" играли глобусом вместо мяча; демонстрация "розово-серебряного блока" в июле 2006-го против питерской встречи "большой восьмерки" - 150 участников и участниц в клоунских костюмах прошли от Тверского бульвара до конца Арбата, где напротив ресторана "Макдоналдс", символа мондиализма, раздали окружающим около 40 килограммов фруктового салата; та новосибирская "Монстрация", когда впереди несли транспарант "Не учите нас жить, а не то мы научим вас" (кажется, 2008 год); пикет за освобождение Дениса Солопова перед украинским посольством в Москве в июне 2011 года; ну и, конечно, большие первомайские торжества в Лондоне в 1990-е, когда анархисты высаживали сельскохозяйственные культуры в городские парки, а памятнику Черчиллю сделали "ирокез" из травы (ну, из куска обычного газона - есть же такие газоны, которые озеленители сворачивают в ролик), в то время как все это великолепие свободного творчества обеспечивали стритфайтеры, метавшие тяжести в полицию.К сожалению, дело барнаульских анархистов действительно "пахнет керосином" - в том смысле, что обнаглевшие от безнаказанности чиновники, полиция и кормящиеся с государственной руки так называемые "эксперты" готовы объявить преступником каждого, кто проявляет хоть толику самостоятельного мышления. Но, как показали истории с "химкинскими заложниками", с Вадимом Карастелёвым, с Андреем Кутузовым и некоторые другие истории, общественными усилиями вполне можно силы зла окоротить. Нужно только навалиться всем миром. Думаю, это как раз очередной такой случай, когда навалиться - стоит.
Примером массового стрит-арт-движения был май 1968 года в Париже. Я имею в виду не только лозунги в духе "Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства!", "Запрещено запрещать!", "Все хорошо - дважды два уже не четыре!", "Под мостовыми - пляжи!" (это как бы про то, что когда выдираешь из мостовой булыжники, чтобы кидать их в ментов, то внизу - песок, булыжники кладут на песок; но на самом деле про то, что если сокрушить капитализм с индустриализмом, то экологическо-эротический рай может оказаться уже следующей остановкой; этот самый пляж под мостовыми парижане и парижанки увидели в Латинском квартале наутро после первой "ночи баррикад", когда омоновцы заперли 20 тысяч студентов на бульваре Сен-Мишель, а демонстранты полностью скальпировали его булыжное покрытие), покрывшие стены французской столицы, но и ответ анархиста Кон-Бендита (с тех пор он сильно испортился, став циником, партийным бонзой и депутатом Европарламента от зеленых) на вопрос ментов: "Куда пойдут демонстранты?" - "Маршрут демонстрации будет зависеть от направления ветра". Но этот, если так можно сказать, "стрит-арт" не был самодовлеющим, он имел смысл исключительно в контексте того, что протесты, начавшиеся 22 марта "из ничего", к середине мая превратились в забастовку 10 миллионов рабочих по всей стране, полную остановку учебного процесса в универах и лицеях в виду тотального участия студентов и молодых преподавателей в стачках и демонстрациях, массовые захваты общественных зданий, университетов, заводов бастующими. Одним словом, массовый "стрит-арт" – показатель революции, которая происходит одновременно с ним. Если будет революция - будет и массовый стрит-арт. Будет ли революция? Ну, конечно, будет!
Я думаю, настоящая революция может быть только мировой или, как минимум, континентальной - как в 1848-м, 1917-м и 1968-м, поэтому - да, разумеется, международные кампании такого рода возможны.
Дмитрий Врубель, художник (Берлин)
По поводу барнаульского дела отвечу сразу: любую антипутинскую и антиедросовскую пропаганду власть будет давить в зародыше: жестоко и показательно. Примерно так же, как в Иране давят любое антиисламское высказывание, а в гитлеровской Германии давили антифашистское сопротивление.Стрит-арт на Западе, в демократических странах, - это массовое движение, как и все, что связано с базисным понятием Свободы Слова. Например, у нас в Берлине на 3 миллиона жителей более 7 000 стрит-артистов и граффитистов. В тоталитарных странах, таких как Россия, Беларусь или Иран стрит-арт никогда не станет массовым, власти этого не допустят. Или он будет использован властью в целях собственной пропаганды - как на Кубе, например.
Международный стрит-арт не только возможен, а уже реализуется. Именно этим занимаются Глобальные Активисты Global Art Project из разных стран мира.
Самыми яркими международными уличными акциями мы считаем Выставки-по-Средам, которые проводят Глобальные Активисты из Global Art Project. Из стрит-арт проектов мне нравятся перформансы "Войны" - дикие, опасные и очень эффектные.
Евгений Легедин, координатор движения "Оборона" (Екатеринбург)
Непревзойденным хитом, конечно, является «Положили х..» на питерском мосту. Просто по концепции, гениально по быстроте исполнения, мощно по резонансу.В Екатеринбурге из последних стрит-арт работ я бы назвал удачными «Лики Путина», которые можно было разобрать на кусочки и унести с собой, и «Символ стабильности» с гигантской головой Путина, похожей на идолов острова Пасхи.
Дело барнаульских анархистов просто возмутительное – там абсолютно нет никакого состава преступления, дело должно быть прекращено, но надежд на это мало.
В Екатеринбурге последние три года наблюдается бум стрит-арта, во многом благодаря фестивалю «Стенография», кураторы которого ведут диалог с властями и с полицией, утверждая, что граффити – это не хулиганство и не экстремизм, а современное искусство.
Евгений Флор, художник (Санкт-Петербург)
Если говорить о ПОЛИТИЧЕСКОМ уличном искусстве в российском пространстве, то форма протеста или констатации тех или иных заявлений относительно нашей действительности в виде стрит-арта закономерна. В стране, где невозможно свободно выражать протест или реагировать на действительность, остается единственная возможность - анонимность протеста.В информационном потоке необходимо быть заметным, что позволяет лишь эстетическая форма или бомбизм, ввиду гуманизма и неприятия терроризма активисты чаще выбирают стрит-арт. Граффити-объект, кстати, на сленге называется бомба, а граффити-акция – бомбинг.
Стрит-арт уже лет 15 перестал ограничиваться граффити, а расширился до инсталляций, стрит-пати, перформансов. Новосибирскую монстрацию можно назвать стрит-пати, но стрит-пати требует массовости и публичности изначально, что всё сложней делать в нашей стране, и на смену приходят радикальные инсталляции Паши183 или информации на Блэкблог (это тоже радикально и кроме эстетической нагрузки не несет никакой практической сути). Бомбисты начала XX века добивались конкретных целей (как правило, наказать виновных за то или иное событие), сейчас же это чисто эстетический акт.
Правый терроризм или взрывы или поджоги анархистами объектов принадлежащих милиции, это стрит-действие, отсутствие эстетской тонкости не позволяет назвать артом, но и стрит-арт и стрит-действие в той или иной степени обнажают состояние общества
Акция барнаульских анархистов – достойная, хотя ребята не позиционировали себя как художники. Проблема в том, что это провинция и местные баи считают, что весь этот мир принадлежит им.
Арт это ваще удел неких глашатаев, а массовым может быть только творчество. Массовый стрит-арт - это революция.