Культура
Статьи
Если бы да кабы
"Мама! - в какой-то момент завопил я. - Вот, послушай! "Если бы да кабы..." "Не надоело тебе?" - неучтиво отозвалась мама, но ей не было дано остановить мощный напор подлинного вдохновения. "Нет, ты послушай! "Если бы да кабы в носу росли грибы, то тогда в носу было бы как в лесу". А? Как тебе?"
Вещая птица Сирин
Набоков - наш вечный спутник. Его тюремные правила я повесила у себя в лефортовской камере в мае 1991 года. Сегодня эти правила можно повесить над всей покорной, пресмыкающейся во прахе страной: "Кротость узника есть укрощение темницы"; "Администрация не отвечает за пропажу вещей, а также самого заключенного".
Гордость с нагрузкой
Хочешь гордиться Толстым и Достоевским, победой над немецким фашизмом, Королевым и Гагариным? Но тогда изволь устыдиться разделов Польши, Ленина-Сталина, раскулачивания, ГУЛАГа, чекистского крюка и неиссякаемого потока вранья, которым тебя же неустанно кормит твое же родное государство.
Кино на два фронта
По-видимому, Бортко хочет показать нам, что украинцы - природные анархисты, способные на что-нибудь путное только под властью сильного человека - полковника Бульбы или, того лучше, православного царя, который "подымется из русской земли... и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему".
Сон автора
Место было такое: "...а также мизерные пениси наших стариков..." То малозначительное вроде бы обстоятельство, что автором статьи была, судя по подписи, дама, добавляло в этот маленький, но бесспорный шедевр еще и щепотку дополнительной околофрейдистской прелести.
Бери шинель, тащи домой
Навряд ли Николай Васильевич Гоголь мог предполагать, что когда-нибудь его славное имя превратится в яблоко раздора между Россией и Украиной. Между тем 200-летний юбилей классика ознаменовался очередной вспышкой борьбы за гоголевское наследство.
Откуда мы все вышли
"Шинель" уже была прочитана мною. И что? А ничего. Все мы еще из нее не вышли. И в общем-то не особенно и собирались из нее выходить. Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?", мне понадобился не один год.
Gogol update
История же, приключившаяся с Павлом Ивановичем Чичиковым, - самая банальная русская история. Помилуйте, кого же из успешных приобретателей не обвиняли у нас во всех смертных грехах? А про Бориса Абрамовича разве не говорили, что он и делатель фальшивых бумажек, и шпион, и Наполеон, и Герцен с Лениным, и чуть ли не Антихрист?
Гоголь. Ревизия
Гоголевский юбилей отмечен в России блокбастером "Тарас Бульба". А какое произведение классика считают самым значительным и актуальным современные писатели и поэты? На этот вопрос отвечают Андрей Битов, Евгений Попов, Ольга Седакова, Владимир Сорокин, Григорий Остер, Лев Рубинштейн.
Шоу инаугурации
Ошиблись те, кто полагал, что Михалков удовлетворится эмоциональным реваншем, как в 1998 году. Тогда Союз не играл никакой существенной роли. Теперь, судя по высказываниям его клевретов, он намерен превратить его в министерство по кинематографии, в котором будут распределяться бюджетные средства, госзаказы и преференции.