статья К штыку приравняли оперу

06.03.2015

80117
Сцена из "Тангейзера" в постановке Кулябина. Кадр nsktv.ru

Скандал вокруг постановки "Тангейзера" в Новосибирском театре оперы и балета дошел до суда. Режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича обвиняют в оскорблении чувств христиан и осквернении предметов культа.

Причиной конфликта стало использование образа Христа в "неприличном контексте". Провокационный фильм о Христе, по сюжету спектакля, снимает главный герой режиссер Тангейзер, который подвергается нападкам за богохульство.

По доносу митрополита Новосибирского и Бердского Тихона было возбуждено административное дело по статье 5.26 КоАП (умышленное оскорбление предметов религиозного почитания). Максимальная санкция по этой статье для должностных лиц - штраф в 200 тыс. руб.

Суды над Кулябиным и Мездричем начались 5 марта и продолжатся 10 марта.

Скандал в цитатах.

Тимофей Кулябин, режиссер
Желания расправиться над Тангейзером у публики в зале мы вызывать не хотели, скорее наоборот. Человека хотят убить. Поставлена сцена драки, героя бьют на сцене, его изгоняют, над ним смеются и делают из него шута горохового. Мы хотели, чтобы ему сочувствовали, чтобы поняли его как художника.

Что интересно, у Вагнера в финале Папа Римский не прощает Тангейзера, а Бог прощает. Опера во многом антиклерикальна. И понтифик словно не разобрался, что хорошо, что плохо, а Бог разобрался. А у меня все еще трагичнее. В моей версии героя вообще никто не прощает. И заканчивается все тем, что он сходит с ума, погружается в небытие, проклят и забыт всеми. Вагнер его простить успевает, а я не прощаю и еще больше наказываю.

...Я же переводил действие в сегодняшнее время. Мне кажется, сегодня не простят. Но это моя выдумка, моя интерпретация.

Тихон (Леонид Емельянов), митрополит Новосибирский и Бердский
Я написал письма и губернатору, и в законодательное собрание, и прокурору... Мы не эксперты и не собираемся говорить, хорошо это или плохо, мы только говорим о соблюдении прав верующих. Есть права, и их надо соблюдать... Я по поводу "Тангейзера" написал, что там нарушаются права верующих людей, используется не по назначению церковная символика. Верующие люди возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать соблюдению закона.
Прокуратура Новосибирской области
...В оригинале оперы (в постанове 1845 года) образ Иисуса Христа не использовался. В спектакле же "Тангейзер"... Евангельский образ Иисуса Христа, являющийся одним из особо почитаемых образов в православии, положен в основу сюжета первой части первого акта, где Иисус Христос проводит время в гроте богини Венеры... Здесь Иисус Христос предается плотским наслаждениям, пробует все искушения, доступные человеку.

...Во второй части второго акта спектакля... представлен по сюжету рекламный постер к фильму Тангейзера "Грот Венеры"... На данном постере крупным планом изображена обнаженная женщина, ноги которой разведены. По центру между ног изображен мужчина, который ассоциируется с образом Иисуса Христа, распятого на кресте...

Во время действия... персонажи... исполняют музыкальный фрагмент... "Развратник! Отойдите от него! Слышите! В Венерином гроте был он!" ...принимая во внимание обязанности, возложенные... на режиссера, Кулябин Т. А.... осознавая скандальность своей интерпретации сюжета оперы, умышленно публично осквернил предмет религиозного почитания в христианстве - Евангельский образ Иисуса Христа, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.26 КоАП.

Игорь Стасюлис, заместитель прокурора Новосибирска
Состав преступления, на наш взгляд, есть, будем настаивать на штрафе Борису Мездричу (директору Новосибирского театра оперы и балета. - Ред.) в 100 тысяч рублей. И, если суд поддержит нашу позицию, будем требовать снять спектакль с репертуара оперного.
Юрий Задоя, православный активист
В город начали врываться сатанинские рок-группы. Сегодня богохульники пошли еще дальше – на сцене НГАТОиБ состоялась извращенная постановка "Тангейзера". Режиссер Тимофей Кулябин думает, что все должно закончиться шампанским и фанфарами, а мы считаем, что ответственностью и нарами. Как бы мэр отнесся, если бы портрет Ленина разместили между ног блудницы? Так же молчал Владимир Филиппович Городецкий (губернатор Новосибирской области. - Ред.). Мы требуем немедленной отставки руководителя департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Анны Терешковой и министра культуры Новосибирской области Василия Кузина.
Димитрий Смирнов, протоиерей
Всякие образы, которые делают безбожные режиссеры, конечно, вызывают у верующих людей определенную реакцию. На эту реакцию все и рассчитано – это сознательная провокация. Это продолжение того панк-молебна, который был в храме Христа Спасителя. Люди видели, как это работает: совершенно неизвестные люди стали известными на весь мир – их принимают президенты. Поэтому, если хочешь заработать денег, сделай что-нибудь кощунственное - получишь деньги, известность, публику, признание, по крайней мере в Европе, где есть мода на кощунство.

...Прописано (в законе. - Ред.) оскорбление чувств верующих. Есть верующие, есть чувства. Если у тебя нет этих чувств, ты не верующий – спроси у верующих, спроси у митрополита, не оскорбит ли этот сценарий чувства? Нет? Тогда с Богом.

Наталья Ярославцева, экс-министр культуры Новосибирской области
Этот митинг (православных активистов перед оперным театром 1 марта. - Ред.) – публичное наступление на культуру. Вопрос формирования нравственности – это вопрос воспитания и семьи. Только все поколение в целом можно воспитывать, а не выступать против отдельных мероприятий или явлений культуры или искусства.
Борис Мездрич, директор Новосибирского театра оперы и балета
Мы будем отстаивать свою профессиональную позицию и художественную политику в рамках действующего законодательства РФ. Это не пафос, это реальная рабочая линия, которой мы придерживаемся... Будем ли как-то менять постановку? Всему свое время. Давайте мы пройдем мировой суд, посмотрим, что скажет судья.

...Наверное, мы попали в какую-то болевую точку общественную с этой историей, и поэтому она вызывает такой большой интерес у всего общества. Сегодня не просто заседание мирового суда, а вопрос другого калибра. Это вопрос не новосибирского театра, а вопрос всей дальнейшей жизни в России. Или будет здесь создан прецедент, или его не будет. Мы здесь - только предмет, не более. И все это понимают.

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата
Полагаю, что митрополит Новосибирский и Бердский Тихон действовал в соответствии с церковным правом, учитывая исключительный характер ситуации, обратившись с жалобой в правоохранительные органы на постановку оперы "Тангейзер". Но этот прецедент вовсе не дает право каждому священнослужителю и верующему по любому поводу обращаться в суд, особенно учитывая требования принятого Архиерейским собором документа...

...Церковь как никто другой заинтересована в том, чтобы по статьям, защищающим чувства верующих, не было уголовных дел. Мы призваны находить общий язык с творческими людьми, с журналистами в мире и взаимопонимании...

Церковь порой обвиняют в том, что она борется с искусством. Церковь не борется с искусством, а пытается защитить его. Сегодня мы находимся в ситуации, когда нужно защищать классиков, в том числе и Вагнера. Методы этой защиты могут быть разные. Я лично - сторонник широкого обсуждения и дискуссий профессионалов на разных площадках.

Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Слава Богу, что у нас этот закон есть (о защите чувств верующих. - Ред.). У нас наказываются граждане не за оскорбление, а за действие, совершенное с целью оскорбления. Вне зависимости от пострадавшей стороны есть соответствующие основания для возбуждения уголовного дела.

Я сторонник, что лучше одного человека привлечь к уголовной ответственности, чем дать другим возможность публиковать подобного рода материалы и порождать желание у других мстить, совершать теракты, в результате которых могут погибнуть совершенно невинные люди, включая вас и меня.

Борис Пивоваров, богослов
Из экспертизы на постановку "Тангейзера" и показаний в суде

Первые 45 минут на фоне раздетые актрисы, изображающие нимф, недвусмысленные телодвижения и позы. "Во всех испугах" показывается, что называется – первый сорт. Среди этих полураздетых нимф находится Иисус Христос. Волосы, хитон и перепоясывание – все говорит о том, что это однозначно образ Христа... Постер, использованный в "Тангейзере", это наложение сакрального на неприличное и это сознательный прием, нарушение духовно-нравственных законов общества.

Евгений Миронов, худрук Театра наций
Как и те, кто инициировал разбирательство, я еще не видел спектакль «Тангейзер». Но уверен, что молодое искусство всегда ищет новые пути и способы выражения своих мыслей и идей. И то, что кто-то не понял, не сделал попытки понять, или не так, как режиссер, интерпретировал замысел увиденного художественного произведения, является личным делом зрителя. Театр – не храм, как сказал классик, а кафедра. Он по определению не может оскорбить никаких чувств, истинных или мнимых. Театр может взволновать, может вызывать несогласие, может даже раздражать, главное – он не должен оставлять зрителя равнодушным.

Все споры о театральных спектаклях должны вестись исключительно в свободной атмосфере общественной дискуссии, а не в судах. Иначе будущее нашей культуры незавидно.

Александр Калягин. Фото с сайта snegnost.ru
Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей
Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел, и может быть, что посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае единственное, что я могу предложить, - это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение...

Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства.

Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия - и усилия самих художников, и всего нашего общества.

Валерий Фокин, президент Гильдии театральных режиссеров
Мы убеждены, что негативное отношение лишь одной из многих групп зрительской аудитории, пусть и очень активной, к какому-либо произведению театрального, музыкального или иного искусства не может быть основанием для общественного обсуждения и тем более не должно стать поводом для вызова автора в прокуратуру. Спектакль - это всегда сложносочиненное произведение, которое в идеале должно сталкивать интересы и мнения, будить мысль и воображение, быть катализатором активной духовной жизни. И всегда будут находиться те, кто посчитает позицию автора спектакля неверной, не соответствующей его мировосприятию.
Олег Табаков. Фото с сайта yaom.ru
Олег Табаков, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова
У Льва Толстого был прекрасный термин: "энергия заблуждения". Художник имеет право на заблуждение. В нем — этом заблуждении — поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни. Нельзя бить искусство по рукам. Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Цензура в любом проявлении — государственном или церковном – опасна. Задача общества и церкви, как мне представляется, — не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, — но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов. Я призываю остановить травлю режиссера и театра. Давайте говорить, а не размахивать уголовным кодексом. Давайте спорить, а не судить. Давайте помнить, что в начале было слово, а не кулак".
Андрей Кураев, протодиакон РПЦ
Как видим, Иисус появляется в фантазиях персонажа оперы. Причем либретто называет этого персонажа и его фильм скандальными. То, что мерещится персонажу спектакля, нельзя выдавать за мнение режиссера. "Наполеоновские" мысли Раскольникова нельзя выдавать за мечты Достоевского. Нельзя Гайдая, режиссера "Бриллиантовой руки", обвинять в пропаганде сатанизма за то, что его персонажи несколько раз кряду говорят "черт побери".

Мне кажется, что в данной ситуации нужно остановиться, не звать милиционера, а поговорить. Хочется услышать объяснения самого режиссера. Ему, конечно, неудобна и непривычна такая роль. Ведь если художник вынужден объясняться не на языке своего ремесла, значит, что-то пошло не так.

Возмущенно науськивающие медиа говорят: там, мол во всю сцену декорация - распятый Христос между ног обнаженной женщины. Но это именно декорация. Если на сцене театра висит флаг со свастикой - значит ли это пропаганду нацизма? Запретим "17 мгновений весны"?

Конкретно эта декорация - это всего лишь цитата: так выглядела реклама известного и весьма дельного фильма "Народ против Ларри Флинта". Фильм о мерзости и всесилии порноиндустрии.

Борис Гребенщиков, музыкант
Если наша страна допустит вынесение обвинительного приговора режиссеру Тимофею Кулябину и Новосибирской опере, это будет торжеством средневекового мракобесия и началом эпохи Новой Инквизиции. Применение религиозных запретов к светскому искусству логически приведет к сожжению книг на площадях и уничтожению картин и статуй Эрмитажа и Третьяковской галереи.
Кирилл Серебренников, режиссер
Нужно раз и навсегда этим мракобесам объяснить, чтоб они не лезли на чужие территории. Театр - территория свободы. Если они хотят, чтоб их ничего не раздражало, оскорбляло, смущало и злило, пусть сидят в церквях. Нечего в Пост по театрам ходить.

Призываю всех объединиться, забыть мелкие распри и поддержать наших коллег.

Антон Батагов, композитор
Если бы у музыкантов, музыкальных режиссеров и у всех, кто работает в этой сфере в России, была бы какая-то общность и единство в понимании того, ЧТО сейчас происходит, то самым действенным шагом было бы объявить забастовку. Прекратить все концерты и все музыкальные спектакли по всей стране, потребовать немедленного прекращения этого шабаша и объяснить его заказчикам, в чем конкретно они неправы и почему это недопустимо. Продолжить концерты и спектакли после прекращения шабаша. Но, к сожалению, это невозможно, потому что мы не имеем права так поступать по отношению к публике.

https://www.facebook.com/Batagov/posts/10205335805387553

Из открытого письма в поддержку Тимофея Кулябина

Надо понимать, что искусство, даже с религиозным содержанием, - явление светское. У нас светское государство. Нельзя судить искусство по законам той или иной конфессии. Если следовать "букве", то в православии допускается только богослужебное пение... Получается, что ВСЯ деятельность ВСЕХ музыкантов есть унижение чувств верующих... Если государство - любое - пойдет по пути поддержки подобных догм, оно неминуемо станет радикально-фундаменталистским. Не хотелось бы думать, что такое возможно в России.

Александр Маноцков. Фото: theoryandpractice.ru
Александр Маноцков, композитор
Церковь, уподобляясь государству (особенно - такому государству), преследуя людей за "оскорбления", превращается в церковь Сатаны. Очень важно, чтобы сейчас раздавались голоса именно тех, кто считает себя христианами - в защиту и конкретного Кулябина, и более широко - против всей этой дьявольщины с "оскорблением чувств". И еще: совершенно непонятно, почему все включаются в обсуждение как бы "существа дела" - что там на сцене, про что "Тангейзер" и т.п. - нельзя этого делать, это размягчение мозга какое-то; вообще никакого значения не имеет, что там на сцене, пусть там хоть какое "кощунство" - как только церковь на это жалуется государству, она тем самым присягает сатане, а государство, как только соглашается принимать такие жалобы к рассмотрению, превращается в фашистскую "теократию".

Сказанное относится и к позиции защиты в этом процессе (боюсь, что таких будет еще много): не надо входить в обсуждение деталей; надо атаковать само право "оскорбленных" оскорбляться - при помощи старой доброй аристотелевой логики: если ты оскорбляешься, значит, ты не верующий (ссылка на соответствующие эпизоды из Писания с прямыми указаниями Иисуса Христа и примерами его поведения), а раз ты не верующий - ты не можешь оскорбляться. Строгая дизъюнкция.

Лев Рубинштейн
Лев Рубинштейн, поэт, публицист
Друзья и коллеги. Артисты, режиссеры, музыканты, писатели разных букв и художники всех направлений.
Похоже, что наступает время, когда из всех искусств для нас важнейшим становится искусство дружно, слаженно, высокохудожественно и, главное, солидарно и, главное, отчетливо и недвусмысленно посылать всю эту постоянно возбужденную подвальную полуграмотную шоблу, которая почему-то решила, что она вправе что-то кому-то диктовать, по хорошо известному им адресу. Не стесняйтесь - они вас хорошо поймут.
Зрители, слушатели, читатели, кстати, тоже.
А без этого - никак.
06.03.2015


новость Новости по теме