Московский суд приступил к рассмотрению иска дочери Михаила Жарова к Владимиру Сорокину
Замоскворецкий межмуниципальный суд столицы во вторник приступил к рассмотрению иска дочери актера Михаила Жарова - Анны Жаровой - к издательству Ad Marginem и писателю Владимиру Сорокину о взыскании ущерба и компенсации морального вреда в связи с оформлением обложки романа "Голубое сало".
Анна Жарова считает, что на обложке книги было помещено изображение ее отца, а именно, использованы кадры из фильма "Ошибка инженера Кочина", в котором снимался в 1939 году Михаил Жаров. По мнению дочери артиста, не получив согласие на использование изображения ее отца, ответчики нарушили авторские права, которые она унаследовала после его смерти в 1981 году.
"Меня и мою семью не интересует "начинка" книги, а только нарушение издательством авторских прав", - заявила Анна Жарова в интервью РИА "Новости". Она уверена, что на обложке книги помещена "художественно обработанная фотография ее отца", которая, возможно, являлась пробой к фильму. В доказательство этого она предоставила в суде фотографию, с которой, по ее мнению, был сделан портрет.
Жарова просит суд взыскать в ответчиков 21 млн 760 тыс рублей за нарушение ее авторских прав. Кроме этого, нанесенный ей моральный ущерб она оценила в 200 тыс рублей.
В свою очередь, представитель ответчиков, адвокат Александр Глушенков заявил, что Сорокин не имел отношения к оформлению обложки и кроме того, сходство с Жаровым изображенного на обложке книги человека весьма сомнительно.
Глушенков считает, что даже если в оформлении романа и был использован кадр из фильма, то у дочери актера нет на него никаких прав, которые принадлежат киностудии "Мосфильм". Однако авторские права киностудии на ленту, в соответствии с законом "О авторском праве и смежных правах", истекли в 1990 году.
В свою очередь, директор издательства Ad Marginem Александр Иванов заявил, что художник, оформлявший обложку книги, "пытался создать собирательный образ советского офицера 30-х годов". "Опирался ли он при этом на образ, созданный в кино Жаровым, я не знаю", - сказал Иванов.
Судебное разбирательство продолжится завтра в 14.30.
Дословно
Владимир Сорокин
(Об иске Анны Жаровой в издательству Ad Marginem)
Я считаю этот иск надуманным и безосновательным. Если для обложки книги использована советская киноафиша, то об авторских правах можно говорить лишь применительно к художнику, нарисовавшему эту афишу, а не к изображенному на ней актеру. Потом, в "Голубом сале" нет ни фотографического, ни какого-либо иного портрета Михаила Жарова - на обложке изображен условный офицер НКВД. Предположим, что издается роман об опричном терроре времен Ивана Грозного и в качестве образа опричника там использован портрет того же Михаила Ивановича Жарова в роли Малюты Скуратова из фильма Эйзенштейна. Очевидно, что в обоих случаях говорить об оскорблении памяти актера нет оснований.
Г-жа Жарова требует возместить ей моральный ущерб за то, что ее отец изображен на обложке романа, в котором описываются половые акты и прочие неприличные вещи. Но ведь "Ошибка инженера Кочина" - это махрово тоталитарный фильм, гимн сталинским карательным органам конца 30-х годов. Его даже в советское время почти не показывали из-за его одиозности. Персонаж, сыгранный в этой картине Михаилом Жаровым, - это винтик ежовской карательной машины, и никакие половые акты компрометировать его не могут.
Разумеется, иски против издательства Ad Marginem связаны с уголовным делом против меня как автора "Голубого сала", которое ведется с июля прошлого года Главным следственным управлением МВД России. Это дело идет своим чередом. Вызывают на допросы людей, особенно часто - директора издательства Александра Иванова, а также тех, кто участвовал в многочисленных экспертизах. Видимо, есть желание довести дело до суда и устроить некий показательный процесс, который может быть использован в политических целях. Наверное, "борьба за нравственность" рассматривается как неплохой предвыборный козырь.
Грани.Ру, 01.04.2003
Статьи по теме
Владимир Сорокин: "Литература создает некоторый щит между миром и мной"
Не желая идти в ногу с "идущими", обозреватель Граней.Ру Линор Горалик решила поговорить с писателем Владимиром Сорокиным не о юридических тонкостях возбужденного против него дела, а о том, что возбуждает в нем волю к творчеству.
Сам себе солитер
Когда в журнале "Октябрь" я предложил посадить Сорокина в тюрьму, было почему-то много шума. Хотя тюрьма - единственная для Сорокина возможность стать писателем (либо самоубийство - но я христианин и такого ему пожелать не могу).
Гланг-тхабс здравого смысла
Я хотела сказать тебе: не вини себя. Тут ходит анекдот. Приходят organy к Сорокину в его GENLABI-lab и говорят: "Владимир Георгиевич, это правда, что вот действительно у вас хранился клон Солжа, который передал вам, значит, леденец с голубым салом и вот теорию рассказал?" "Да, - говорит Сорокин, - это правда".