Дочь советского актера Жарова требует 20 млн рублей за "Голубое сало"
3 апреля Замоскворецкий межмуниципальный суд должен рассмотреть исковое заявление Анны Жаровой, дочери народного артиста СССР Михаила Жарова (1899-1981), к издательству Ad Marginem. Как пояснил Граням.Ру директор издательства Александр Иванов, г-жу Жарову возмутило то обстоятельство, что на обложке опубликованноей в 1999 году книги Владимира Сорокина "Голубое сало" помещен портрет Михаила Жарова в роли следователя НКВД в фильме "Ошибка инженера Кочина" (1939). За материальный ущерб истцы затребовали 20 млн рублей, за моральный - 200 тыс рублей.
Александр Иванов уверен, что инициировали иск "Идущие вместе". В рамках своей антисорокинской кампании они подали на издательство уже больше двадцати исков.
Комментарий
Похоже, "Идущие вместе" используют правовое поле в качестве подворотни, где можно безнаказанно терроризировать законопослушных граждан. Без поддержки сверху они, понятно, вели бы себя куда осмотрительнее. Хотя бы потому, что за необоснованные иски, наносящие моральный и материальный ущерб деловой репутации издания, препятствующие предпринимательской деятельности, предусмотрены соответствующие статьи в Уголовном и Гражданском кодексах РФ. Издательство Ad Marginem, кстати, однажды попыталось привлечь "Идущих" к ответственности, но лишь получило наглядный урок того, как ревностно судебная власть опекает пропутинскую молодежь. Атака на Владимира Сорокина, безусловно, санкционирована Кремлем. Только этим можно объяснить безнаказанность искового террора, развязанного "Идущими", и в целом неослабевающее давление правоохранительных органов на писателя и издательство, абсурдный с точкт зрения правовых мотивов.
Дословно
Владимир Сорокин
(Об иске Анны Жаровой в издательству Ad Marginem)
Я считаю этот иск надуманным и безосновательным. Если для обложки книги использована советская киноафиша, то об авторских правах можно говорить лишь применительно к художнику, нарисовавшему эту афишу, а не к изображенному на ней актеру. Потом, в "Голубом сале" нет ни фотографического, ни какого-либо иного портрета Михаила Жарова - на обложке изображен условный офицер НКВД. Предположим, что издается роман об опричном терроре времен Ивана Грозного и в качестве образа опричника там использован портрет того же Михаила Ивановича Жарова в роли Малюты Скуратова из фильма Эйзенштейна. Очевидно, что в обоих случаях говорить об оскорблении памяти актера нет оснований.
Г-жа Жарова требует возместить ей моральный ущерб за то, что ее отец изображен на обложке романа, в котором описываются половые акты и прочие неприличные вещи. Но ведь "Ошибка инженера Кочина" - это махрово тоталитарный фильм, гимн сталинским карательным органам конца 30-х годов. Его даже в советское время почти не показывали из-за его одиозности. Персонаж, сыгранный в этой картине Михаилом Жаровым, - это винтик ежовской карательной машины, и никакие половые акты компрометировать его не могут.
Разумеется, иски против издательства Ad Marginem связаны с уголовным делом против меня как автора "Голубого сала", которое ведется с июля прошлого года Главным следственным управлением МВД России. Это дело идет своим чередом. Вызывают на допросы людей, особенно часто - директора издательства Александра Иванова, а также тех, кто участвовал в многочисленных экспертизах. Видимо, есть желание довести дело до суда и устроить некий показательный процесс, который может быть использован в политических целях. Наверное, "борьба за нравственность" рассматривается как неплохой предвыборный козырь.
Грани.Ру, 01.04.2003
Статьи по теме
Владимир Сорокин: "Литература создает некоторый щит между миром и мной"
Не желая идти в ногу с "идущими", обозреватель Граней.Ру Линор Горалик решила поговорить с писателем Владимиром Сорокиным не о юридических тонкостях возбужденного против него дела, а о том, что возбуждает в нем волю к творчеству.
Сам себе солитер
Когда в журнале "Октябрь" я предложил посадить Сорокина в тюрьму, было почему-то много шума. Хотя тюрьма - единственная для Сорокина возможность стать писателем (либо самоубийство - но я христианин и такого ему пожелать не могу).
Гланг-тхабс здравого смысла
Я хотела сказать тебе: не вини себя. Тут ходит анекдот. Приходят organy к Сорокину в его GENLABI-lab и говорят: "Владимир Георгиевич, это правда, что вот действительно у вас хранился клон Солжа, который передал вам, значит, леденец с голубым салом и вот теорию рассказал?" "Да, - говорит Сорокин, - это правда".