maycongress: Блог
Заявление группы "Аркадий Коц"
Сегодня выяснилось, что активистский фестиваль "Поле свободы", в котором участвует и наша группа, оказался под угрозой срыва - из-за того, что объявился собственник подмосковной территории, на которой планируется форум, и запретил его проведение. Этого собственника зовут Евгений Анисимов, он является совладельцем холдинга "Металлоинвест", состояния в 3,6 миллиарда долларов и собирает по 100 рублей за вход в лес, являясь, по словам своего управляющего, собственником "всего, что там есть, вплоть до поверхности глади воды".
Разумеется, проблемы с фестивалем могли бы возникнуть и если бы он проводился на государственной территории. Однако эта история лишний раз заставляет нас вспомнить о том, за что мы, собственно, боремся. А боремся мы не только за то, чтобы любой мог на "честных выборах" поддержать политиков, выступающих за неприкосновенность частной собственности Анисимова и ему подобных. Мы боремся в первую очередь за право собираться, проводить время, петь и собирать грибы там, где мы хотим, не спрашивая разрешения ни у госчиновников, ни у захвативших наши леса, поля и города бизнесменов.
Поддерживаем организаторов фестиваля,
Группа "Аркадий Коц"
Одиннадцать из четырнадцати
Я участвую в работе Комитета 6 мая. Комитет, как известно, сосредоточен на помощи людям, задержанным после "Марша миллионов", и я делаю все, что могу по своей профессии (рисую, верстаю, оформляю).
Я вступил в Комитет в первую очередь потому, что за решеткой оказались мои товарищи, единомышленники, среди которых вполне могли быть, да еще, возможно, и будут мои близкие друзья. И для себя самого я не исключаю такой возможности, хотя по глупой случайности 6 мая в Москве меня просто не было.
Люди, ради которых я пошел работать в Комитет, - молодые анархисты, социалисты и радикальные коммунисты, те, с которыми я в первую очередь чувствую солидарность. Я знал, конечно, что позиция Комитета состоит в том, чтобы спасать всех четырнадцать задержанных без разделения по политической и идеологической принадлежности. Я уважаю эту позицию и принимаю ее, потому что среди узников Болотной оказались не только люди, сформировавшиеся политически, но и те, кому это еще только предстоит.
Знал я, разумеется, что противниками сегодняшней власти являются не только левые и либерально настроенные приверженцы демократии, но и правые - противники демократии как таковой, которых я считаю своими идеологическими врагами. По странной логике истории, неонаци, национал-демократы, имперцы оказались с той же стороны, что и убежденные левые, борющиеся за равные права независимо от класса. пола, национальности, вместе с теми, кто сейчас не готов бороться ни за что кроме чувства собственного достоинства и борется за правду и справедливость для себя и своих близких.
Я вообще-то хотел бы избежать защиты неонаци, даже косвенной. Но для себя я уже принял решение войти в Комитет, чтобы работать для близких по духу людей. Однако остаться с чистыми руками мне так и не удалось - мне приходилось вписывать имена Соболева, Белоусова и Каменского в общий постер, анонс дня единых действий, который распространялся от имени Комитета. Скулы, конечно сводило, но ничего не поделаешь: это общая позиция, принятая Комитетом еще в самом начале, - защищать по возможности всех.
На этот постер я получил ироничный комментарий от своего близкого друга, известного публициста: респект тебе, Колян, и мини-зига от друзей Рихарда Соболева. Я конечно скривился в ответной улыбке: ничего, мол, не поделаешь - общая позиция.
Тут на днях наступила необходимость сделать серию портретов задержанных, чтобы распространять их так же по всем возможным каналам, привлекать внимание к Дню международной солидарности, который состоится 26 июля, и к митингу, который пройдет в этот день в Москве в Новопушкинском сквере в семь вечера.
Эти портреты могли бы лечь в основу стикеров, маек, баннеров и прочей агитпродукции от имени Комитета. И я уже было взялся их делать и даже уже сделал, но так и не смог заставить себя сделать ни одного рисунка с изображением человека, который называется национал-демократом, чтобы это ни значило. И ни одного портрета человека, который выходит на демонстрацию под имперским флагом. И ни одного националиста. Это моя позиция.
Андрей Барабанов
Артем Савелов
Денис Луцкевич
Александра Духанина
Федор Бахов
Михаил Косенко
Максим Лузянин
Олег Архипенков
Степан Зимин
Владимир Акименков
Мария Баронова
И Комитет, конечно не принял эту серию рисунков в работу, и это тоже правильно. Потому что Комитет защищает по возможности всех. Но я лично ничем не могу помочь националистам.
Хотя, с другой стороны, этим людям, разумеется, нужна помощь. Им нужно образование, нужно более глубокое понимание истории, более точная оценка действительности, а иногда просто нормальный разговор. Тогда они перестанут зиговать под имперками, не все конечно, но я уверен - многие. И тогда фронт взаимопомощи станет еще шире.
Песни у суда и в автозаке
Узнав, что куратор Татьяна Волкова организует "судебный фестиваль" в поддержку Pussy Riot, мы с Кириллом Медведевым решили, что наша группа "Аркадий Коц" должна принять в нем участие. Мы репетировали 4 вещи и морально настроились на то, что песни в любом случае должны быть спеты.
Мы до последнего надеялись, что фестиваль состоится. В какой-то момент Роман Доброхотов уговорил нас расчехлить гитару - он уверял, что ментов поблизости нет и нас все равно не возьмут, слушатели окружат нас плотным кольцом. Мы пришли как музыканты с определенной миссией и решили стиснув зубы эту миссию выполнить, сознавая, впрочем, возможные риски.
Конечно, мы с Кириллом не были настроены проводить время таким образом, но если это плата за песню - что ж, иногда приходится это делать. В автозаке у нас была милая интеллигентная компания - репортер Влад Чиженков, который отказался от статуса журналиста, потому что настаивал на том, что пришел как художник, велосипедист Вова, студенты РГГУ и МГУ - биологи, химики, лирики.
Мы ехали и пели. Успели спеть несколько песен Цоя, пару песен "Гражданской обороны" и, конечно, знаменитую песню "Estaca", написанную на музыку каталонца Луиса Льяха и ставшую гимном польской "Солидарности". Теперь эта песня (спасибо Кириллу Медведеву и его переводческому дару и поэтическому таланту) вернулась в Россию - своевременно или нет, что-то подсказывает, что песня может до сих пор играть важную роль в жизни общества. Поэтому Кирилл - поэт и переводчик, Олег Журавлев - социолог, Анна Петрович - профессиональный звукорежиссер, да и я - вообще-то художник, а далеко не музыкант, считаем, что необходимо посвящать часть своей жизни тому, чтобы петь вот такие конкретные освободительные песни.
В этой теплой компании мы провели около 6 часов. В полиции на нас составили типовые, насквозь лживые протоколы. Там было сказано, что группа из 30 человек проводила несанкционированную акцию, громко скандируя "Свободу Пусси Райс" (именно так) и "Позор власти". На самом деле ни того ни другого лозунга у Таганского суда не звучало. Еще одна ложь в протоколах - нас якобы сначала предупредили, а лишь потом задержали. Из полиции мы поехали в Музей на Красной Пресне, где я должен был в тот вечер читать лекцию о тесной связи истории и искусства.
Выступлением у Таганского суда мы символически открыли наш "Месяц без цензуры", который проводит Первомайский конгресс творческих работников. Кампания стартовала в день, когда вершился неправый суд над Pussy Riot. Мы не знали, чем закончится слушание, шансы были 50 на 50, ведь никто не может просчитать логику власти. Мы находимся в ситуации постоянной репрессии, непредсказуемости, непрозрачности и безнадежности. Что нам остается? Только ежедневная борьба.
Протест средствами искусства
Сейчас продолжается буйное цветение протеста средствами искусства по всему миру - от Беларуси до Палестины и от Британии до Китая. Пока существует меньшинство, располагающее доступом к ресурсам большинства и распоряжающееся ими для своей выгоды, передовые художники не устанут бороться с этим порядком на улицах и в музеях. Есть несколько типов участия художника в движении. Первый тип – «пассивное» партийное членство: вспомним коммунистов Пикассо, Эльфриду Елинек, Фриду Кало, симпатизантов и критиков компартии Сартра и де Бовуар. Эти люди четко указывали на свою политическую позицию, вдохновляя многих.
Другой тип – «активный», предполагающий исполнение произведений по требованию времени и движения. Это Диего Ривера, Эль Лисицкий, Маяковский, Уолтер Крейн, Уильям Моррис...
Если мы вспомним все ключевые течения в искусстве XX века, мы обнаружим политическую протестную активность как движущую силу истории и изобразительного искусства: практически все сюрреалисты, немецкие дадаисты, ситуационисты, знаменитое британское объединение Arts and Crafts, Баухаус - все они вели протестную оппозиционную работу не только на улицах, но, что тоже очень важно отметить, и в музеях, и в мастерских - на своих рабочих местах. Но вместе с историческими примерами у нас есть вдохновляющий опыт современных художников по всему миру и в том числе в России.
Если говорить о ярких западных образцах художественного протеста, то, разумеется, многим на ум приходит несколько имен, которые всегда на поверхности, - Бэнкси и The Yes Men. Но в реальности техник и стратегий в современном искусстве по всему миру за время от Великой Французской революции накопилось огромное множество. Этим практикам посвящены серьезные исследования, толстые книги и обширные представительные выставки по всему миру.
Для искусства всегда важны два контекста, вне которых оно теряет смысл. Это связь с реальностью здесь и сейчас, а также связь с историей, в том числе с историей искусства.
Мы видим, как художники начиная с конца XIX века боролись вместе с революционными общественными движениями. В число этих художников входят такие безусловные классики, как Гюстав Курбе и Оноре Домье, основатели школы французского реализма. Курбе, например, известен своим перформансом «свержение Вандомской колонны», символической кастрацией французской имперской тирании.
Если говорить о российских представителях, то, наверное, каждый отвечающий на этот вопрос должен назвать Новосибирск. Но тут требуется развернутый ответ с погружением в историю вопроса. Необходимо вспомнить группу CAT (Contemporary Art Terrorism), вспомнить Максима Нероду, живущего сейчас в Германии, - инициатора львиной доли проектов этой замечательной группы, в том числе соавтора Монстрации (это не самолично Артем Лоскутов, и это нужно знать). Ни Монстрация, ни какой-либо другой проект в Новосибирске было бы невозможно провести без участия Любы Беляцкой, которая живет в Питере сейчас, делает важные передачки на радио «Свободный узел» и входит в инициативную группу нового магазина «Фаланстер» в Питере, разрабатывая там программу событий. Без совместных регулярных усилий этих ребят было бы невозможно представить себе Новосибирск в ряду художественно «активных регионов».
Большинство инициатив, разумеется, в Москве и Питере. Например, «Война» сейчас в Питере (но после их последней выходки с поддержкой ультраправой идиотки из Киева, я считаю, стоит вывести их за рамки общественного внимания). Поэтому посмотрим кто еще где. В Питере две яркие группы: ДСПА, по сути являющаяся политической группой, умело инструментализирующей творческий аппарат, для работы в общественном пространстве; и прорыв года (точнее, последних двух лет) - «Аффинити», виртуозно сводящая в своих работах точные политические высказывания с четким этическим содержанием и убедительной эстетической формой. Затем, разумеется, рабочая группа «Что делать?» - Москва и Питер. Плюс в Москве есть (или были) ветераны сцены, выжившие после 90-х, - анархо-поп группа «ПГ», которые давно что-то молчат. Есть (или был) молодой, почти детский коллектив «Агенда» - круг галереи «Жир» в Москве.
Есть и другой тип «беспредельного уличного искусства», представляемый широкой сетью арт-группировок под общим названием «центр Э». В этой связи мне хотелось бы упомянуть свой родной Нижний Новгород. Там интересная, хотя и малочисленная среда антифашистов и автономов, заточенных очень остро и творчески, но против них там выступает кровавый подполковник (или кто он уже сейчас) Трифонов, который все свои творческие усилия кладет на то, чтобы выжечь каленым железом всю эту поросль. В заслуги перед искусством этому человеку можно поставить организацию нападения на семинар по истории, поэзии и философии, который проходил два года назад в Государственном центре современного искусства. Так Трифонов вошел в историю изо, став героем фильма «2+2».
Сейчас нижегородский центр «Э», пожалуй, самый кровожадный в России. Он ведет непримиримую борьбу с художниками, антифашистами, анархистами и сотрудничает с ультраправыми подонками, не гнушаясь пыток, избиений, подлогов. Такое вот уличное творчество процветает в большинстве регионов. В сравнении с этим Москва и Питер выглядят, как оазисы спокойствия.
Наверняка сейчас по всей России формируются секретные активистские творческие бригады, о которых мы еще услышим в ближайшее время, а пока - пусть готовятся.
Разумеется, на волне интереса к уличному искусству из кустов повылезают всяческие корявые оборотни и тролли, в своих убогих попытках вылизать жопу хозяевам неловко пародирующие техники искусства улиц, таких «группировок перемен» будет еще пара-тройка. Кроме этого, мы наблюдаем примеры укрепления правого государственничества, через откровенно правую эстетику в коммерческом искусстве (Беляев-Гинтовт) и рекламе (скандал с рекламой недвижимости в Сочи). Но внимательный взгляд и самостоятельный анализ подскажут зрителю, где бесплодная шелуха, гнилое кривлянье и жажда легких денег и быстрой славы, а где реальные требования реальной демократии и равенства. Что вдохновит многих, а что уже протухло, не успев появиться.
Всегда, пока есть повод выходить на улицы, художники будут это делать вместе с рабочими, студентами, врачами и учителями, анархистами и социалистами, с антифашистами. Мало того, художники продолжат принимать участие в организации самых ярких и интересных событий. Это точно.
Острая необходимость борьбы
12 мая в 19.00 на Винзаводе в галерее «Paperworks» открывается выставка «Острая необходимость борьбы». Открытие состоится буквально через несколько дней после официальных праздников, которые половина людей проведет за городом, жаря шашлыки и пропалывая огород, а половина – будет вспоминать Сталина в Москве.
Эту выставку я готовлю уже больше полугода, и у меня в планах показать некую альтернативную линию видения проблемы фашизма и антифашистского движения с 20-х годов по сию минуту.
Конгресс Творческих Работников
Первый открытый 48-часовой первомайский конгресс-общежитие творческих работников пройдет в Москве 29 и 30 апреля 2010 на Фабрике в зале грунтовальной машины
За двое суток в работе круглых столов и ток-марафонов, в обсуждениях и поэтических чтениях, на концертах
и в творческих мастерских примут участие художники, исследователи, переводчики, преподаватели, кураторы,
работники музеев, профсоюзные деятели, литераторы, музыканты — участники многих возникших в России за
последние несколько лет творческих (и) исследовательских инициатив, направленных на изучение положения
творческого работника в нынешних исторических обстоятельствах.
Сегодня, когда все более очевидными становятся проблемы нематериального труда, когда дикий неолиберализм
сделался нашей повседневностью, когда эксплуатация и несвобода обретают все более изощренные формы,
когда творческий потенциал и даже само стремление к изобретению нового присваиваются и капитализируются
работодателем, необходимо совместное осмысление своего положения внутри этой реальности и поиск выхода
к новым формам организации культурных пространств и альтернативных образовательных инициатив вне логики
рынка. Вместе с борьбой с несправедливостью на рабочем месте, коллективной защитой прав в боевом
профсоюзе или в уличной политике мы делаем решающий шаг к осознанию своего положения и, следовательно,
к его изменению.
Конгресс наследует опыту таких событий как «Дрейф. Нарвская застава» (2004–2005, Санкт-Петербург, Москва),
выставка «Само-образовани(я)» (2006, Москва), выставка «68.08. Политика на улицах» (2008, Москва),
семинар «Левое искусство. Левая история. Левая философия. Левая поэзия» (2009, Нижний Новгород)
и выводит этот опыт на следующую ступень развития.
Работа Конгресса в течение двух дней будет разделена на два базовых тематических блока:
ТРУД и САМООРГАНИЗАЦИЯ. Третий, практический, блок осуществится уже первомайским утром,
в День Международной Солидарности Трудящихся, когда участники Конгресса яркой колонной выйдут
на улицы Москвы.