Vip halfaman: Блог


Pussy Riot могут оказаться в лонг-листе Кандинского

Vip Антон Николаев 19.09.2012

464

Кажется у Pussy Riot появился шанс попасть в лонг-лист Премии Кандинского даже вопреки желанию коррумпированного жюри. Но об этом в конце.

Пока главная новость - решение арт-группы "Электробутик" сняться с Премии Кандинского в знак протеста против невключения Pussy Riot. Шульгин и Чернышев правильно поняли, что это не просто выставка, как пытались утешать себя некоторые номинанты.

Премия Кандинского - конечно же политика, причем мелкая и мелкотравчатая. Просто мы художники впервые ощутили на себе этот копошение на конце оптирочного конца властной вертикали и нам неприятно. Многие пытаются сделать вид, что ничего не произошло. Но пришло время называть вещи своими именами. Премия Кандинского - это политический проект отмывания репутации коррупционера Шалвы Бреуса про которого известно, что он украл сто миллионов долларов в бытность замминистра имущественных отношений России.

61503

Как об этом не раз писалось в прессе: покупка крупнейшего производителя газетной бумаги Балахнихинский ЦБК ОАО «Волга» обошлась хозяину "Ост-Вест Групп" более чем в 100 миллионов долларов. Любопытно, откуда у бывшего чиновника Шалвы Бреуса нашлись такие средства? Неужели откладывал с зарплаты замминистра? Но в Правительстве господин Бреус проработал всего два года, а чтобы накопить сто "лимонов", ему надо было бы получать порядка 4-5 миллионов в месяц. Что-то нам подсказывает, что таких окладов в тарифной сетке у наших чиновников нет.

За то что коррупционеру разрешено погасить репутационные издержки за счет художников, он должен иногда платить старшим товарищам. Проявлять лояльность в напряженные моменты. Раньше художественная жизнь политики не касалась. Pussy Riot изменили эту ситуацию. Именно поэтому и были демонстративно исключены из лонг-листа премии Кандинского

В ситуации, когда мы имеем дело с проявлением политического авторитаризма и коррупционера пытающегося отмыть себе репутацию на меценатстве, художественное сообщество не может позволить себе прятать голову в песок. Плюс ко всему есть неприятная история с "Ударником" который Бреус отжал у Музея Кино.

Неприятна в этой истории роль директора мультимедийного музея Ольги Свибловой, которая сперва допустила гомофобную цензуру у себя в музее, а уже через несколько дней выступала перед журналистами в качестве адвоката решения Премии Кандинского по исключению Pussy Riot из лонг-листа Премии Кандинского.

Мне кажется, что Шульгин и Чернышов поступили правильным способом объявивив о решении сняться с премии. В этой истории есть еще одна интригующая деталь. По подсчетам искусствоведа Оксаны Саркисян для того чтобы Пусси Райот отказались обратно в лонг-листе достаточно чтобы свои проекты отозвали несколько художников. Несмотря на то что экспертный совет занизил баллы Pussy, они остаются достаточно высокими и видеоработу «Богородица, Путина прогони!» отделяют от нижней черты лонглиста всего лишь две строчки.


Два мира - два искусства

Vip Антон Николаев (в блоге Свободное место) 14.09.2012

464

61380

Ольга Львовна Свиблова опять отличилась.

Допустив гомофобную цензуру на выставке Давида Тер-Оганьяна в своем музее, пошла в медиа защищать премию Кандинского. Как следует из ее слов, недопущение Pussy Riot в шорт-лист обусловлено не политическими причинами, а низкими художественными качествами работы. Приходит в голову озорная мысль, что Шалва Бреус позвал ее в публичные защитники, увидев, как ловко она наврала журналистам о том, что никакой цензуры на выставке Тер-Оганьяна не было. Вряд ли это так, но какая-то правда в этом есть. Не конспирологическая, так эпистемологическая, как говорил один молодой философ из круга Профсоюза уличного искусства.

Шалва Бреус, кстати, тот еще гусь - церемония вручения премии Кандинского будет проходить в кинотеатре "Ударник", который он недавно отжал у Музея кино. Не исключено, что не без помощи друганов по инвестиционным аферам.

Становится понятно, что в России сейчас параллельно существуют два мира современного искусства. В одном мире отважная прогрессивная молодежь отчаянно сражается с авторитарным путинским режимом и пытается добиться чтобы отпустили трех девушек, которых власти взяли в заложники. Второй мир отлично встроен в путинскую полицейско-коррупционную вертикаль и всегда готов подмахнуть желанию власти. В ход идут ложь, подлог, подкуп.

Когда Давид Тер-Оганьян не побоялся высказаться против Свибловой, вскоре у него раздался звонок: молодому художнику пообещали продажи и несколько европейских выставок. Не знаю, что там наплела Свиблова Маше Гессен, обратившейся к ней с письмом с требованием объяснить, почему у нее в музее нарушаются права геев, но Маша заняла такую точку зрения:" Кроме того, Ольга позвонила мне вчера в ответ на мое письмо и рассказала о происшедшем еще подробнее. Мне кажется, все разъяснено довольно убедительно и никакого злого, а также трусливого или ханжеского умысла здесь не было".

У меня объяснение только одно: Свиблова хорошо умеет врать и пудрить мозги когда задеваются ее интересы. В такой ситуации подкупить или запугать Гессен невозможно. Я работал в редакции под ее началом и остался самого высокого мнения о ее профессиональных и моральных качествах.

Как бы то ни было, становится понятно, что любое столкновение этих антагонистических миров современного искусства не может не приводить к конфликтам.

61381


Гомофобная цензура в музее МАММ

Vip Антон Николаев (в блоге Свободное место) 09.09.2012

464

Видеопроект Давида Тер-Оганьяна, представленный на его выставке в музее МАММ (директор Ольга Свиблова), был подвержен цензуре. Уже на открытии название проекта "Пропаганда гомосексуализма" без согласования с автором было заменено на кастрированный вариант "Без названия".

61314

Работа представляет собой теневые проекции на стены силуэтов людей, в которых узнаются активисты гей-движения и поддерживающие их борьбу художники. Эта мультимедийная экспозиция выстроена так, что теневые проекции посетителей выставки смешиваются с заранее отснятыми теневыми проекциями представителей ЛГТБ-сообщества. По замыслу художника эта работа должна была быть метафорой размывания социальных границ, которые проводят по живому телу общества авторитарные власти, принимая гомофобные законы.

Однако в экспликации (бумажке на стене, объясняющей смысл работы), волюнтаристски размещенной музеем, написано лишь что-то неопределенное о совмещении настоящего и виртуального в музейном пространстве. На самом деле без оригинального названия ничего там не совмещается! Ведь "интерактивные теневые проекции" воспроизводят реальных гей-активистов, а также сочувствующих и друзей, согласившихся поучаствовать в съемке. В лживой музейной экспликации эти заранее отснятые тени называются "другие посетители на стене", что читается совершенно двусмысленно.

По словам трансгендерного активиста Анно Комарова, квирфобия МАММ - давно не секрет. "Как они выставку Нан Голдин, например, представляли - это что-то с чем-то! Так умудриться всю ее биографию замолчать - а ее творчество во многом автобиографично - это надо ухитриться!" - сообщил активист.

Позиция Давида Тер-Оганьяна, изложенная в его аккаунте ФБ: "Цензура Бля Цензура! гонят Геев из музеев Моя работа с тенями на выставке в ММАМ отцензурирована самым беспощадным образом, изменен сам смысл высказывания! Музей изменил название видеоинсталляции на простое " без названия ". Вместо моего "ПРОПАГАНДА ГОМОСЕКСУАЛИЗМА" - сослались на какой то новый закон, не уверен что такой существует. Такая вот реальная проблема, гонят геев из музеев!"

61315

По вернисажным фотографиям видно, что у Давида со Свибловой напряженный разговор, неприятный для обоих собеседников. Я тоже обратил на это внимание, проходя по выставочному залу, но не придал этому значения, так как был занят чем-то другим. О факте цензуры я узнал позже.

61316

Фото Евгении Зубченко


Феменки всерьез напугали попов

Vip Антон Николаев (в блоге Свободное место) 19.08.2012

464



Кураев тем временем засуетился. Призвал Катю, Надю и Машу отмежеваться от акции Фемен, которые в знак протеста против приговора Пуси снесли деревянное распятие рядом с Майданом Незалежности в Киеве.

По словам Кураева, отмежевание от смелого поступка «Фемен» может помочь девушкам смягчить приговор. Я абсолютно уверен, что Pussy Riot и в голову не придет поддаваться на лживые инквизиторские уловки. Но важно другое. Почему попам так болезненна акция отважных феменок.

Из-за чего они вынуждены посылать своего единственного могущего связать два слова пропагандиста в медиа. Не проще ли было помолчать?

Но нет мочи. РПЦ бьется в истерике.

Акция Фемен на самом деле бьет в самое ядро. Феменки дали старт реальной секуляризации общества, начали освобождать светскую территорию от религиозной символики. В секуляризованном обществе такие кресты должны стоять на церковных территориях: рядом с церквями, монастырями.

Исключение лишь для объектов, имеющих культурную ценность.

И точка.

В девяностые годы общество дало РПЦ кредит доверия, которого церковь не оправдала. Обществу нужно забирать обратно и гнать клерикалов на их территорию. Если не хотим жить в Иране. И даже не особенно важно, что крест был униатский. На Украине несколько равноценных христианских церквей.


Альбом в поддержку Pussy: политизация живописи

Vip Антон Николаев (в блоге Свободное место) 07.08.2012

464

Каким-то волшебным образом в России, где за организацию выставок, вольно трактующих религиозную символику, судят, вышла книга, в которой много антиклерикальных работ.

В альбоме Алека Эпштейна "Искусство на баррикадах" собрана большая подборка произведений, созданных в поддержку Pussy Riot. Наверное, это первая книга о российском искусстве, в которой очевидно показана обратимость формулы Анатолия Осмоловского «как политические идеи становятся формой». Но об этом чуть позже.

Презентация альбома состоится 10 августа в Галерее Гельмана на Винзаводе в 18-00.



Этот альбом является своеобразным продолжением книги Алека Эпштейна об истории арт-группы «Война», выпущенной издательством "Умляут". "Искусство на баррикадах" хорошо напечатано, издателем книги значится Виктор Бондаренко. Ни выходных данных, ни копирайта в книжке нет. И отличается от "Тотальной войны" и по тону, и по духу. Если книга про "Войну" подводила итоги, ставила надгробный памятник на состоявшемся явлении, то "Искусство на баррикадах" без страха смотрит в будущее, раскрывая целую палитру практик художественного активизма, усиленную цветовым взрывом Pussy Riot. Состав художников пестрый: от статусного Давида Тер-Оганьяна и медийно раскрученных карикатуристов (Елкин, Иорш) до никому не известных авторов случайных интернет-коллажей. Художники, которые вряд ли смогли бы выставиться на одной выставке, оказались в одном каталоге, потому что их объединило событие – акция в ХХС и последующее жесткое преследование участниц группы Pussy Riot.

По форме «Искусство на баррикадах» - социологическое исследование феномена Pussy Riot, избегающее искусствоведческого анализа и проиллюстрированное произведениями в поддержку Pussy и фотографиями с акций в поддержку. Это выглядит вполне оправданным - непонятно, как внутри искусствоведческого дискурса скрепить между собой фотожабы случайных авторов с рафинированным концептуальным абстракционизмом Галкиной, Тер-Оганьяна, Шуваевой. Хотя это можно представить: художники-концептуалисты любят использовать случайное, найденное в Сети, выстраивать с этими «неограненными» объектами какие-то сложные отношения, демонстрировать дистанции. Гораздо удивительней видеть в одном альбоме работ художников разных направлений и уровней, которых в других условиях вряд ли можно увидеть на одной выставке.



Однако просмотр каталога создает вполне цельное ощущение. Буйство локальных цветов объединяет все иллюстрации в единое поле, как будто бы в подтверждение высокой потенциальности идеи с цветными платьями и масками, соединенными с анонимностью, которая была отмечена Анатолием Осмоловским, когда он одобрительно поддержал акцию в ХХС. Уверенно использовав локальные цвета в политической акции, девушки совершили мощное символическое действие. Они как бы перенесли знак высокого авангарда в политическое поле и тем самым ввели в живописный дискурс понятие политического. До этого в России этого так убедительно никто не делал. Сходных эффектов добивались лишь акционисты. Материал книги Алека Эпштейна убедительно показывает, что Pussy Riot политизировали живопись. Широкий спектр работ представленных в альбоме дает ответ, как это сделано.

Основатель московского акционизма Анатолий Осмоловский в интервью "Артхронике" по поводу истории с арестом девушек отметил, что в жесте "Пусси Райот" сливаются в один пучок не только два казавшихся разорванными поколения российского акционизма девяностых и десятых годов, но и опыт американской постживописной абстракции, которая вернула в живопись авангардную стратегию работы с локальным цветом. Отнесшись достаточно настороженно к акциям арт-группы «Война», Осмоловский дал Pussy Riot самую высокую оценку. Оптика постживописной абстракции позволяет по-иному смотреть на альбом работ в поддержку "Пусси Райот". Некоторые из представленных в альбоме художников едва ли не впервые в своей карьере стали работать с локальными цветами, для кого-то это магистральный творческий метод, и в сюжете Pussy Riot они лишь политизировали привычный живописный метод.



Но сам факт выхода альбома, прыскающего в лицо всеми цветами, - убедительно подтверждение, что постживописная абстракция – актуальная форма не только отображения, но и преобразования реальности. Изображения "Пусси Райот", где художники отказываются от локальных цветов в пользу более изощренных живописных конструкций, как правило, проигрывают как в содержательном, так и в суггестивном плане, и наоборот. Это хорошо видно на примере графики Виктории Ломаско, которая удачно добавляет локальные цвета в строгую черно белую графику. Это отметил внимательный Игорь Гулин, описывающий, как эволюционировала графика художницы во время работы над "Хроникой сопротивления", рассказывающей о московских митингах: "Рисунки стали гораздо отточеннее и разнообразнее: появился цвет, сначала красный, как идеологически маркированный, а потом и другие, как признак политической весны, новой фазы протеста". Этот эффект виден и по инсталляции Джанян и Кнедляковского "Белая линия" или чудесной иконе на рекламном лайтбоксе, "случайно" сфотографированном ночью Артемом Лоскутовым, которые тоже явно содержательно выигрывают из-за цветовой лапидарности. Формальный прием современной живописи становится выразителем политической идеи. Буйство локальных цветов становится политической позицией.



Анализируя, как цвета Pussy преломляются в произведениях других авторов, вряд ли можно говорить о том, что все работы объединены формальным живописным приемом, – скорее альбом дает хороший массив визуальной информации о том, как политическое действие может конвертироваться в художественное произведение. Встает и вопрос: насколько актуален искусствоведческий анализ?

Pussy Riot сознательно размывают границы между политическим и эстетическим, согласно рецептам Беньямина политизируя эстетику до предела, до полного неразличения. И вот мы видим, как локальные цвета постабстракционистов трансформировались в радужный флаг, и понимаем, что дорогу назад в крезовую благодать автономии искусства уже нет. Художники вышли из теплых и уютных мастерских и оказались открытом социуме и холодок бодрит, заставляет забывать об искусстве и всем, что с ним связано. Сам Эпштейн призывает к социальному анализу, а не к искусствоведческому: «В будущем совершенно необходимо проанализировать деятельность «Pussy Riot» в контексте релевантного феминистского и квир-дискурса».



Политико-социальный бэкграунд в книге прописан куда тщательней и системней. Что, впрочем, неудивительно: Алек Эпштейн – известный российско-израильский политолог и социолог, автор 19 книг. Некоторые цитаты, которые могут помочь понять общее настроение и содержание книги: "В нынешней России несоизмеримо проще признаться в ненависти к вертикали власти, столько лет выстраиваемой режимом с таким усердием, чем в атеизме или даже агностицизме». «Парадоксальным образом, символами атеизма и богохульничества оказались люди, в ходе своих акций ни слова не сказавшие ни против религии как таковой, ни против христианства в целом, ни против православия в частности. «Государственное телевидение смещает акценты от слов «Путина прогони» к якобы поруганному образу Богородицы».

В книге есть целая глава, посвященная анализу такого использования образов Богоматери, которое радикальные православные не могли бы не посчитать кощунственными. В частности говорится, что участницы Pussy Riot реконструировали образ Богоматерь и наполнили его гражданским содержанием в противовес западноевропейской иконографии: «Мадонна Смиренная» - «Мадонна во славе научит драться, феминистка Магдалина пошла на демонстрацию». Немало интересных фактов про храм Христа Спасителя. Приводится прейскурант платных услуг на аренду, в частности непосредственная реклама проведения в храме концертов с использованием звукоусиливающей аппаратуры.



Будучи несколько скороспелым (что вполне оправдывается тактической необходимостью), альбом должен как сослужить хорошую службу в кампанию поддержки девушек, так и стать ценным памятником художественного активизма (артивизма). Хотя второе, надо признаться, пока не так важно, как первое.


Плакат в поддержку больных гепатитом C на съезде Пиратской партии

Vip Антон Николаев (в блоге Свободное место) 06.07.2012

464

Нарисовал с Викиной помощью лозунг для выставки на съезде Пиратской партии. Тему мне подсказала Аня Саранг - отсутствие в российском законодательстве права использовать генерики. Эта норма продавлена крупными фармацевтическими компаниями и приводит ежегодно к преждевременной смерти тысяч людей.

Особенно сильно это бьет по тем, кто болен гепатитом С.

Речь идет о так называемых лекарствах-генериках. Фишка в том, что любое лекарство является запатентованным и фирма-производитель не разрешает синтезировать его другим производителям.

В том случае если разрешить фармацевтическим компаниям производить "чужие" лекарства - их цена падает в разы.

Прагматика вопроса такова: с одной стороны стоит необходимость отбить средства, потраченные на разработку лекарства (а часто просто алчность), с другой стороны - жизнь людей.

Мы с Викторий и Анной считаем, что жизнь людей дороже и лекарства, важные для жизни, должны быть freeware.


Инсталляция "Православный феминизм" в поддержку Pussy Riot на киевском биеннале

Vip Антон Николаев (в блоге Свободное место) 21.05.2012

464

Инсталляция называется "Православный феминизм". Автор Антон Николаев. Представлена на выставке Олега Кулика "Апокалипсис или Возрождение" на киевском биеннале.



Известно, что женщины – жертвы Власти в большей степени, чем мужчины, а поэтому они способны на большую покорность и непокорность, на большую агрессию и готовность к репрессиям. Именно в гинекее – слабое звено современного мира. Именно здесь все тонко и все рвется.

А иначе не понять истории с Pussy Riot. Зашли девчонки помолиться Богородице, всерьез, по-свойски, в девичьей откровенной манере и надолго перевернули весь православный и политический мир России с ног на голову. Заметьте, эстетика здесь практически не причем, она отдыхает.



Чтобы высказаться «художественно» о политическом жесте моих подруг из Pussy Riot, считающих себя феминистками, я выбрал сугубо женский материал (керамику) и сугубо феминистские каноны (правда о женском теле, никаких женских красот и рекламной их эксплуатации). Но эстетика и здесь пусть отдохнет. Интереснее, где начинается игра в художников и где она кончается, превращаясь в тюремные срока, бега и ссылки.



Вам повезло, если отрубленные головы в стиле Pussy Riot, напоминают вам известные цветные конфетки. И ничего больше.



Плакат из инсталляции Люсине Джанян и Леши Кнедляковского, запрещенной к показу на киевском биеннале

Мне они напоминают о дурдомах, детских приютах и женских монастырях. О женщинах-жертвах и женщинах-карателях. Самое страшное, что не всегда их легко отличить друг от друга.



На переднем плане - работа художника-марксиста Ивана Бражкина



Автор экспозиционной идеи - живой классик современного искусства Олег Кулик.

При создании этой работы на меня оказали влияние работы известной треш-художницы Елены Хейдиз.


Про кинотеатр "Ударник", Шалву Бреуса и Музей кино

Vip Антон Николаев 16.04.2012

464

Никак не могу сдержать искреннего возмущения по поводу инициативы авторитетного бизнесмена Шалвы Бреуса сделать из "Ударника" музей современного искусства. Сколько можно создавать музеи? Городу вполне хватает церетелиевского. Он профессионален, лоялен к художникам, и у него три здания в городе.

При том, что есть еще отдел новейших течений в Третьяковке, есть ГЦСИ, Мультимедийный комплекс Свибловой, Винзавод, Гараж, Артплей и Фабрика.

Если и есть какая проблема - так это музей Маркина. У этой небольшой, но ценной коллекции сейчас проблемы и ей не помешала бы поддержка. Но это конечно другая история. Речь про "Ударник".

Занимая это место, Бреус лишает последней надежды Музей Кино, который давно расчитывает на это здание. Выгнанный Михалковым из здания на Красной Пресне, один из интереснейших мировых музеев кино лишен здания. Других Музеев Кино в России нет.

Если Шалве Бреусу так хочется помочь искусству - пускай поможет Науму Клейману вернуть Музей кино. Еще один музей современного искусства не нужен. Он станет чем-то вроде арт-центра при ХХС.

Что я имею в виду легко понять, если сходить по ссылке


Фрик из средневековья

Vip Антон Николаев (в блоге Свободное место) 27.02.2012

464

По информации Профсоюза Уличного Искусства, православный олигарх Василий Бойко-Великий готовит новую волну травли девушек, подозреваемых в участии в недавней акции скандально известного женского художественного коллектива Pussy Riot. По словам самого олигарха, он это делает из соображения высшей справедливости. Это заявление было сделано на фоне готовящихся уголовных исков против людей, выложивших в Сеть личные данные, адреса и телефоны предполагаемых участников.

Бойко возглавил инициативную группу, которая составляет анкеты на возможных участниц акции в храме Христа Спасителя. За несколько дней до этого олигарх заявил, что готов заплатить 250 тысяч рублей любому, кто предоставит достоверную информацию о составе Pussy Riot.

Злополучная акция, по поводу которой Бойко так легко готов расстаться с деньгами, получила широкое медийное освещение. 21 февраля четыре девушки поднялись к царским вратам храма Христа Спасителя и исполнили странный танец, на видеодокументацию которого позже была наложена песня - обращение к Богородице с просьбой прогнать из политики Владимира Путина.

Этот ролик был встречен в штыки националистическим крылом православной общественности. По адресу девушек поступило немало угроз. В связи с упоминанием Путина в злосчастной песне грех не вспомнить о том, что в феврале 2010 года Бойко-Великий организовал выставку иконописи "Патриарх Возрождения" в премьерской приемной а также организовал напоминающие фрик-шоу митинги "Православные за Путина".

Но Бог с ним, с Путиным и ХХС. В этой истории ключевым является факт обнародования фотографий, адресов и телефонов девушек, которые якобы и участвовали в акции Pussy Riot.

Одним из тех, кто распространял эти данные, был лидер националистической организации "Народная защита" Владимир Сергеев. По его словам, эту информацию им удалось получить от близких к организации людей. Сетевой ресурс Publicpost провел расследование, показавшее, что обнародованные фамилии с адресами и телефонами могли были "слиты" либо сотрудниками ОВД "Китай-город", либо спецслужбами. На это указывало то, что ошибки, сделанные задержанной Светланой Шуваевой при заполнении протокола, без изменений перекочевали в "слив".

В истории есть еще одно неприятное обстоятельство: эти данные были получены после задержания группы людей, подозреваемых в участии в другой акции Pussy Riot - несанкционированного концерта на Красной площади. Более того, большинство из участников той акции точно не участвовали в акции в ХХС, чему есть свидетельства. Светлана Шуваева во время акции находилась на репетиции театра, что видели полтора десятка человек. То есть благодаря ретивости националистов и коррумпированности правоохранителей в Сеть были выложены личные данные людей, непричастных к акции в ХХС. Девушкам и их родственникам стали звонить и угрожать расправой. Понятно, что речь идет об уголовном преступлении.

Что касается коррумпированных милиционеров, то их действие попадает под статью 137 УК - "нарушение неприкосновенности частной жизни", - согласно которой участникам кампании, облеченными властными полномочиями, то есть тем неустановленным сотрудникам правоохранительных органов, которые, возможно, передали персональные данные распространителям, грозит до 4 лет тюрьмы с запретом занимать определенные должности. Рядовым распространителям персональной информации (например, Владимиру Сергееву из "Народной защиты") грозит до двух лет лишения свободы.

Осторожному Бойко, который пока не выкладывает в Сеть собранную информацию, пока ничего не грозит. Не называя имен, он лишь сообщает информацию об участницах группы. Одну девушку, например, он осуждает за то, что она собирается уехать из России, и обвиняет в отсутствии патриотизма.

Вообще Бойко-Великий странный человек. Можно сказать, православный фрик. Он прославился тем, что заставлял сотрудников своей компании "Русское молоко" венчаться под угрозой увольнения. Позже Бойко объяснил, что сделал это для того, чтобы в Москве спала аномальная жара.

На этот раз жертвами странных экспериментов Бойко могут стать ни в чем не повинные девушки, чьи адреса слили в Интернет недобросовестные правоохранители. В этой могущей показаться забавной истории ужасно то, что эксперименты проводятся на живых людях. Как сказал Бойко в одном своем интервью: "Родители любят своих детей, но наказывают их. Вот и церковь так же".

К этой фразе можно относиться со смехом, но нельзя позволять людям самоуправно наказывать друг друга. Не в средневековье ведь живем!