Vip beneslavsky: Блог


Res publica

Vip Антон Бенеславский (в блоге Свободное место) 11.12.2011

317

Во первых строках поста хочу поблагодарить всех тех людей в оппозиции, а особенно в "Солидарности", которые сделали митинг 10.12 возможным, которые согласились на вариант Болотной площади, хотя и было очевидно, что такое решение вызовет массу критики. Учитывая, что среди этих людей немало тех, с кем в пору моего пребывания в "Солидарности" у меня был разной степени остроты конфликт, я не могу не радоваться тому, что эти люди сделали очень нужное и полезное дело. И именно в том варианте, в котором его надо было сделать.

А теперь о моих личных ощущениях от митинга. Сейчас многие подводят итоги, пытаются проанализировать уроки данного события, дают оценки. Я постараюсь быть в этой деятельности насколько смогу аккуратен. Потому как для резких и для вообще однозначных оценок еще очень рано, но есть то, что мне понравилось, есть то, что для меня важно.

Маленькое отступление...
Слово "республика" происходит от латинского res publica, что означает "общее дело" или "дело народа". Иногда перевод звучит как "общие вещи" (забавный вариант, но не лишенный смысла). Смысл в том, что если государство является республикой, то управление государством - это общее дело всех граждан. Притом это не только право управлять государством и пользоваться его благами, но и ответственность перед согражданами. Сильной республика будет там, где граждане ощущают ее не только общим, но и своим собственным личным делом.

Это ощущение у меня возникало на митинге. Разные люди. Разных взглядов. В другой ситуации недолюбливающие или даже ненавидящие друг друга. Но 10.12 они объединились ради общего дела. Так рождается республика. Так устанавливается демократия. Люди требовали не конкретных социально-политических решений вроде снижения налогов или разрешения профсоюзов. Люди требовали (так или иначе) дать им возможность управлять своим государством. Дать им возможность выбрать парламент на честных выборах.

У этого объединения (временного и очень ситуативного) есть масса недостатков: лидерам сложно будет договориться, ряд сил, стоявших вместе на Болотной, не найдут общего языка никогда, ряд сил в общей массе претендует на "особое" положение. Но это объединение и не должно быть вечным. Его задача добиться главного - установления Республики, то есть государства, где народ будет формировать власть (это мое сугубо личное мнение, конечно).

Одновременно как раз отношение к демократии и республике (даже не выраженное явно) для меня критерий совместимости меня лично с любой из политических сил, которая выйдет на площадь. Я устал (и я далеко не оригинален в этом) от чистоплюйства оппозиционеров. Демократы не хотят якшаться с националистами, националисты с ЛГБТ, левые с правыми, правые с левыми, либертарианцы с социалистами, социалисты с коммунистами. Хватит. В парламенте надо играть в эти игры. Для меня критерий прост: совместимой политической силой для меня является та, которая готова бороться за предоставление всем политическим силам равного права избираться в органы власти и сохранять за ними это право в случае своей победы. Гипотетические коммунисты, которые сохранят честные выборы после победы, будут мне ближе гипотетических либералов, которые после победы запретят коммунистов.

Понятно, что один митинг сам по себе еще не победа. Но он - несомненное достижение. Уже то, что нашлась масса критиканов (а именно так их можно назвать), которые придирались к мелочам, увидели на Болотной всего 4500 человек (были и такие), говорит о том, что митинг не прошел незамеченным. Но главное (на мой взгляд) - то, что на нем была масса тех, кто впервые за долгое время хоть как-то проявил свою политическую активность. Я не знаю пока как, но нельзя дать людям, вышедшим на Болотную, снова улечься на диванчики и погрязнуть в "сетевой" жизни. Надо напоминать им, что никто, никакие лидеры и партии, за них не сделают главного - не станут за них гражданами их "общего дела".


Fatal System Error

Vip Антон Бенеславский (в блоге Свободное место) 21.04.2011

317

Фатальная ошибка системы. Система не работает. Когда такая ошибка происходит в домашнем компьютере, не дав человеку зайти на любимый сайт, это неприятно, но не критично. Когда фатальная ошибка накрывает такую систему, как государство, причем в момент, когда от этой самой системы требуется максимальная работоспособность и безупречная эффективность, это оборачивается трагедией.

Фатальная ошибка системы летом 2010 года, когда государство оказалось не готово к тяжелейшей природной катастрофе - масштабным лесным пожарам, очень больно ударила по простым российским гражданам. Не будем повторяться, перечисляя ошибки и промахи властей. Не это сейчас важно. Важно другое - ошибка «не снята».

Казалось бы, масштаб пожарной катастрофы был таков, что должны были «полететь» со своих мест чиновники, а у пожарного генералитета должен был начаться «звездопад» с погон. Казалось бы, наученные горьким опытом власти должны были затянуть пояса, отказаться от покупки машин по 6-8 миллионов рублей и вложиться в противопожарные мероприятия: пробивку просек, создание минполос, пожарных водоемов, закупку пожарной техники, обучение и организацию добровольцев и так далее.

И где все это? В компьютере можно посмотреть, сколько ресурсов система выделила на ту или иную операцию. Так вот, мы уверены, что если бы так же легко, нажав Ctrl+Alt+Del, можно было посмотреть, сколько ресурсов выделено системой на процесс «профилактика пожаров», то цифры мы увидели бы стремящиеся к нулю. Но что самое интересное - люди наши, простые люди, которым предстоит гореть приближающимся летом, поразительно пассивны.

Нет, есть, конечно, добровольцы, которые уже сейчас готовятся к тому, чтоб лопатой и «такой-то матерью» защищать своих сограждан от огня. Есть такие люди, как пожарные-добровольцы в заказниках и заповедниках, есть добровольцы «Гринпис», которые уже сейчас тушат степные пожары. Есть эти люди, чаще всего экипированные на собственные средства или средства друзей и знакомых, да и просто добрых людей. И понятно, что «рядовой пожарный Ваня», когда разбушуются пожары, снова будет тушить днями и ночами, не получая суточных, но зато получая выговоры от пожарного начальства за сгоревшие на лесном пожаре рукава. Но разве правильно, что государственная система вечно не готова...

(Что мы можем сделать)


Сопротивление вместо оппозиции

Vip Антон Бенеславский (в блоге Свободное место) 04.04.2011

317

Давно, когда я был еще от политики очень далек, слово «оппозиция» у меня прочно ассоциировалось с образом Генри Сент-Джона, виконта Болингброка, сыгранного Кириллом Лавровым в фильме «Стакан воды». Оппозиция — явление свойственное парламентаризму, когда политическая борьба ведется на выборах в парламент и в самом парламенте.

В России выборов нет. То, что у нас называется выборами, таковыми не является. То, что у нас называют парламентом, таковым не является тоже. Поэтому у нас родилось понятие «несистемная оппозиция». Это та оппозиция, которую никогда не пустят в парламент, которой будут произвольно запрещать митинги и шествия, которую будут терроризировать арестами активистов, которой, в конце концов, просто не дадут зарегистрировать свои организации.

Если в нормальных государствах регистрация политической организации — вопрос технический, то в России усилиями действующего режима эта процедура приобрела извращенный смысл. Регистрация — это каинова печать для оппозиционера: зарегистрировали — значит, продался властям. Тем, кстати, смешнее выглядят потуги некоторых «несистемных оппозиционеров» зарегистрировать свои организации у нынешнего режима.

А ведь если хорошенько задуматься, то в несистемной оппозиции в России немногим больше смысла, чем в системной. При всей честности и принципиальности несистемных оппозиционеров, многие из них идут вслед за вождями, которые уже давно стали профессиональными политиками, которые не столько за идею бьются, сколько играют в политические игры, чтобы получить статус, известность, а как следствие — финансирование.

Несистемная оппозиция увеличивает размах и совершенствует качество своей борьбы с режимом, вырабатывает новые формы и способы этой борьбы, но при этом борьба с режимом остается довольно бесперспективной.

Годами советские диссиденты боролись с советским режимом самоотверженно, но безуспешно. В результате режим доконали не они, а цены на нефть, крах советской системы хозяйствования и широкие народные массы, которые в августе 1991 года не дали коммунистам повернуть время вспять.

Нынешняя несистемная оппозиция борется столь же упорно, но пока очевидно не достигает особого результата. Вряд ли можно всерьез полагать, что падение уровня поддержки премьера и правящего режима связано в основном с усилиями оппозиции. Более вероятной причиной такого падения мне видится экономический кризис и бессилие власти в плане повышения уровня жизни граждан.

Причин слабости несистемной оппозиции много. Это и разобщенность, и отсутствие ответа на важнейшие социальные запросы, некоторый элитаризм (особенно у демократической оппозиции), но главное — неумение наказывать власть за ее произвол. Понятно, что пока возможностей у несистемной оппозиции агрессивно воздействовать на власть мало. Но это не значит, что таких возможностей нет. Тут вопрос в самой философии борьбы. Нет смысла быть оппозицией в условиях диктатуры.

Есть смысл быть Сопротивлением.

(Что это означает на практике?)


Нет такой партии

Vip Антон Бенеславский (в блоге Свободное место) 15.03.2011

317

Минюст Российской Федерации, стоя на страже интересов действующей власти, не зарегистрировал две политические партии - «РОТ Фронт» и «Другую Россию». Удивляться тут нечему. Подобный исход можно было предположить заранее. Потому как ни та, ни другая партия не похожа на кремлевскую креатуру, а значит, никаких шансов на регистрацию обе партии не имели с самого начала.

Теперь на очереди регистрация недавно наспех сколоченная группой политиков Партия народной свободы. Сейчас в «Солидарности», которая является одним из субподрядчиков в этом партстроительстве, многие гадают — зарегистрируют ПНС или нет. Дело, на мой взгляд, бессмысленное. Не зарегистрируют — ну так и что? Народные массы не выйдут на улицы протестовать против этого, потому что ни Немцов, ни Касьянов, ни уж тем более Рыжков с Миловым не обладают той популярностью, которая обеспечивает массовый протест. Зарегистрируют — тоже какая разница? В действующей системе это будет означать, что ПНС со всеми ее лидерами — платная кремлевская структура, а следовательно, к оппозиции ПНС с момента регистрации отношения иметь не будет.

Но даже если и представить, что ПНС зарегистрировали, сохранив ей возможность быть реальной оппозиционной партией (можно с тем же успехом представить себе высадку марсиан на Красной площади), то снова этот факт мало что значит.

В России ни в «железе», ни в проекте нет партии, программа которой соответствовала бы потребностям большей части нашего общества. Не секрет, что самый бесправный, обиженный, обкраденный и угнетенный человек в стране — это обычный россиянин, который работает по найму. Мы страна с одной из самых низких долей зарплаты в себестоимости товара. Проще говоря, нашим рабочим платят мало. Жадный у нас бизнес. Он жадный и для потребителя — поэтому операторы сотовой связи всеми правдами и неправдами стараются поддерживать высокий уровень тарифов.

(Читать полностью)


Бег на месте

Vip Антон Бенеславский (в блоге Свободное место) 09.02.2011

317

Наверное, я не скажу ничего особенно нового, но уж больно на фоне событий в Тунисе и Египте становится заметным бессилие российской оппозиции действующему режиму. Даже события на Манежной площади, которые при всей своей неоднозначности дали ряду оппозиционных политиков основания говорить о некотором подъеме протестных настроений, выглядят бледно и неубедительно на фоне миллионов арабов, борющихся против своих режимов активно и долго.

Сейчас, читая мнения коллег по демократической оппозиции относительно происходящего в Египте, я часто наталкиваюсь на довольно враждебную позицию в отношении египтян, силой пытающихся смести режим Мубарака. Боязнь беспорядков и следующего за ними кровопролития мне понятна, но эта боязнь вряд ли может служить серьезной основой для оценки событий в Египте. Их вообще нельзя оценивать по плоской дихотомической схеме «плохо или хорошо». Потому что события в Египте – это революция, а революция - это очень сложное политическое и социальное явление, слишком сложное, чтобы подходить к нему со столь примитивных позиций.

И думается мне, что в спорах, возникших по поводу событий в Египте в среде нашей местной оппозиции, на самом деле обсуждается не Египет. Обсуждаются перспективы российской оппозиции, перспективы смещения нынешней власти. И сводится все к простому вопросу – хотим мы в России свержения власти египетским способом или не хотим.

Как мне видится, хотеть мы можем чего угодно, хоть колонию на Марсе, но революция случится или не случится независимо от демократической оппозиции. В силу ее слабости, раздробленности и погруженности в дела внутренние. Лидеры демократической оппозиции не обладают достаточным авторитетом, чтоб подвигнуть широкие массы к революционному выступлению или, наоборот, погасить революционный порыв. Ни Ганди, ни Манделы, ни Мартина Лютера Кинга у нас сейчас нет.

(Читать целиком)


Мы будем гореть

Vip Антон Бенеславский (в блоге Свободное место) 23.12.2010

317

Антон Бенеславский - доброволец на тушении лесных пожаровГоворят, стабильность - это когда ты уверен в завтрашнем дне. Я вот в завтрашнем дне уверен. Я уверен, что «завтра», а точнее, летом 2011 года, мы снова будем гореть. Гореть сильнее, чем летом 2010-го. И всему причиной стабильные и непоколебимые нежелание и неспособность органов власти, как местных, так и федеральных, принять действенные меры по предотвращению лесных пожаров.

Что произошло летом 2010 года? Ни лесное хозяйство, последовательно разрушавшееся непродуманными поправками к Лесному кодексу, ни раздутое и накачанное бюджетными деньгами МЧС не смогли предотвратить выгорание тысяч гектаров леса, уничтожение целых поселков, гибель людей. Кроме того, власти долгог никак не реагировали на тяжелейшую обстановку в удушаемых смогом городах. Но мне понятно, что, путешествуя по Австрии или сидя в Куршевеле не чувствуешь, что в Москве или Орехово-Зуеве дышать нечем.

Уже потом, когда многое сгорело, когда стало холоднее и пошли дожди, когда пожары пошли на спад, власть отрапортовала, что государственные структуры, а главное, МЧС потушили пожары. Упоминать про сотни, даже тысячи добровольцев, которые собирали погорельцам еду и вещи, скидывались на еду и оборудование (в том числе пожарные рукава) для подразделений МЧС, органы власти не стали. Не было среди награжденных за борьбу с пожарами ни Доктора Лизы, ни героев Полбина и Колионова.

По словам некоторых чиновников, «добровольцы ездили на пожары искать дешевой славы». Наврали господа чиновники: «слава» у добровольца не дешевая — от десяти до ста тысяч рублей на брата. В эти деньги входили мотопомпы и рукава, бензопилы и лопаты, радиостанции, еда, обмундирование...

Никому из руководства МЧС ведь не пришло в голову, что на просеках во время пожара бывают завалы из десятка сосен, которые не перепилить имеющейся в пожарной машине двуручной пилой и за полдня. Бензопил у простых пожарных нет. Зато есть выговоры за поврежденные на пожаре рукава.

Когда пожары закончились и чиновники разных калибров бросились развешивать друг другу награды за борьбы с огнем, лишь немногие стали говорить о такой наиважнейшей задаче, как разбор горельников. Что такое горельник? Это поваленные деревья. Гигантский костер, под которым тлеет припорошенный снегом торф. И как только наступит сушь, огонь выйдет наверх. Тогда уже будет гореть не подлесок, а огромная масса не разобранных, не распиленных стволов.

Дерево горит куда сильнее и жарче, чем трава и кустарник. Бороться с пожарами на горельниках будет куда труднее и опаснее. Ветер будет разносить горящую кору и угли, и пожары пойдут распространяться туда, где стоит не тронутый огнем лес.

Почему будет именно так? Потому что лесным хозяйствам не дали ни средств, ни людей для ликвидации последствий пожаров, расчистку просек. Потому что законодатель никаким образом не реагирует на массовые просьбы изменить лесное законодательство, потому что правительство не делает ничего, чтобы возродить и усилить лесничества и службы тушения лесных пожаров, такие как «авиалесохрана», например.

Нам вместо этого предлагают закон, по которому добровольцы будут подчинены МЧС, но экипироваться и обучаться будут все так же за свой счет. То есть МЧС получит дармовую рабочую силу, продолжая покупать «Кайенны» своим высокопоставленным чиновникам.

Мне известно о смерти трех добровольцев по причинам, связанным с тушением пожаров. Вероятно, в следующем году жертв среди добровольцев будет больше. Но почему-то я уверен, что самих добровольцев меньше не станет.

Что же можете сделать вы - простые граждане? Начните с того, что напишите письменный запрос вашим местным властям: какие меры предпринимаются для предотвращения пожаров, для защиты граждан от последствий отравления продуктами горения? А потом - не поленитесь проверить ответ органов власти на достоверность.