Людмила Улицкая
Стала первым русским писателем, удостоенным Австрийской государственной премии в области европейской литературы. По этому случаю опубликовала в журнале Der Spiegel эссе "Моя страна больна". После этого агентство ИТАР-ТАСС отменило пресс-конференцию Улицкой, намеченную на 19 августа, сославшись на технические неполадки.
"Конечно, в том зале, где все должно было состояться, прорвало трубу. Не знаю даже, что сказать. Трусы, бздуны, кого испугались? Того, что русский писатель скажет про вас правду?" - пишет в Фейсбуке подруга писательницы, журналист Ирина Ясина.
Из эссе Людмилы Улицкой в "Шпигеле":
"Я живу в России. Я русская писательница еврейского происхождения, воспитанная в христианской культуре. Сейчас моя страна находится в состоянии войны с культурой, ценностями гуманизма, свободой личности и идеей прав человека... Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией величия. Мне стыдно за мой невежественный и агрессивный парламент, за мое агрессивное и некомпетентное правительство, за руководящих политиков - сторонников насилия и вероломства, которые метят в супермены. Мне стыдно за всех нас, за наш народ, который растерял нравственные ориентиры.
Я не веду активной политической деятельности, но когда меня спрашивают, я говорю, что думаю. За это меня записали в "пятую колонну" и обвиняют в ненависти к собственной стране.
...Моя страна с каждым днем приближает мир к новой войне... Прощай, Европа, боюсь, мы никогда не станем частью европейской семьи народов... Cегодня мы, деятели российской культуры, та их малая часть, к которой отношусь и я, можем сказать лишь одно: прощай, Европа!"
Улицкая подписала антивоенное обращение интеллигенции, участвовала в "Марше мира", выступала в поддержку политзаключенных по "Болотному делу".
Дословно
Из открытого письма председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой
Этот молодой человек (Владимир Акименков. - Ред.) болен тяжелым глазным заболеванием, и содержание его в тюрьме лишает его возможности лечения и усугубляет наступающую слепоту. Последнее его обследование показало, что у него осталось 10% зрения. По недавно принятому закону комиссуют людей, находящихся в последней стадии заболевания. По этому же закону могут выпустить на свободу слепого человека. Но Владимир Акименков пока еще не ослеп, и по этой причине он не подпадает под действие этого закона. Если не начать немедленного лечения, он, находясь в следственном изоляторе, в скором времени ослепнет.
...Просьба моя состоит в том, чтобы молодого человека выпустили из следственного изолятора до суда. Судебное законодательство располагает правовой возможностью отпустить его на лечение либо под подписку о невыезде, либо под залог. Я готова стать гарантом Владимир Акименкова, внести залог. Прошу Вас рассмотреть эту возможность как можно скорее. У «святого доктора» Гааза был девиз: «Спешите делать добро». И это как раз та ситуация, когда каждый день приближает молодого человека к слепоте.
Прошу Вас проявить милосердие и на предлагаемых условиях отпустить Владимир Акименкова.
02.11.2012
16.05.2013 Мосгорсуд отменил продление ареста Владимиру Акименкову
Это чудовищная несправедливость. Но в то, что их могут отпустить, я не верила с самого начала. Дальше нужно продолжать заниматься тем, чем мы все занимались до сих пор, - выражать мирный протест по поводу любой несправедливости. Взрывать суд я точно не буду.
У митинга не было задачи договариваться. Это было стихийное волеизъявление самых разных групп населения. Вот почему это движение представляется мне народным. За столом все эти люди не договорятся. Но пока они согласны в одном: всем хочется видеть в России другую власть, другое отношение к народу, к доходам нашей страны и их распределению. В этом сходятся все, от коммунистов до фашистов и демократических сил.
...На меня большое впечатление произвела художественная часть. Меня восхитили десантники - люди, которых я совершенно не ожидала видеть в этом кругу. А также Шевчук. То, что они делали, близко к фольклору, народному действию. Это создает совершенно небывалую атмосферу - веселую, без агрессии.