Георгий Сатаров
Цитаты
...Характерен свист в зале, выражавший неодобрение вопросу Ксении... Они ведь поняли, что это вопрос про репутацию. Они ведь испугались, они ведь, точнее, многие из них, участвовали в уничтожении института. Им ведь страшно, если он начнет возвращаться. Они ведь не репутацию великой актрисы защищали. Они себя защищали от любых напоминаний о репутации.
...Подозреваю, что автор вопроса не рискнула бы объявить себя претендентом на роль морального эталона. Рискну предположить, что один из мотивов ее вопроса - личный пиар. Но отметим: острое чутье Ксении Собчак подсказывает ей, на чем надо делать себе новое имя, новую репутацию, упорно ломая старую.
1. Их никто не наделял, о они... И еще публично.
2. Переговоры предлагают взаимные уступки, а нам уступать нечего, ибо наши требования минимальны.
3. Мы хорошие, и у нас есть сила, поэтому нам переговоры не нужны.
4. Они плохие, поэтому говорить с ними не надо.
Отвечаю в соответствии с нумерацией тезисов.
1. Повторяю сказанное в тексте: мы не ведем переговоров, а потому не стесняемся быть самозванцами. Мы полагаем, что результаты наших консультаций могут быть полезны для будущих переговоров и переговорщиков. Польза от этих результатов может быть только при доверии к ним, а публичность дает шанс на доверие.
2. Тут, собственно, спорить нет нужды, ибо автор тезиса сам продемонстрировал контраргумент. Надо сначала потребовать повесить на фонаре, а потом торговаться по поводу суда. Короче и обобщенно: не надо ходить на переговоры с минимальными требованиями.
3. Несмотря на то что мы хорошие и при силе, мы не собираем налогов, у нас нет полиции и армии, а также свободных выборов, справедливого суда и не врущих напропалую СМИ. И никто пока не придумал, как нам, всем ста тысячам, все это получить, игнорируя существующий бюджет, которым мы не распоряжаемся, полицию, суд, армию, этот Центризбирком и т.п.
4. У них, плохих и ослабелых, есть бюджет, а также полиция и армия. А там пушки и ружья. И они могут стрелять, по людям. По хорошим. Об этом свидетельствует весь опыт истории и 2011 года в частности. Очень часто плохие стреляют по хорошим. Одного этого достаточно для переговоров.
Единственный тезис, который еще не прокомментирован мной по существу, - "чем мы жертвуем в переговорах". Начну с того, что переговоры ведут не только для того, чтобы чем-нибудь пожертвовать.
Можно вести переговоры, чтобы:
- вернуть украденное у меня,
- вернуть украденное мной,
- совершить сделку с правосудием,
- обменяться пленными,
- освободить заложников,
- выторговать побольше за освобождение заложников,
- поторговаться за приданое невесты,
- определить цену выкупа...
Продолжать?
Теперь про нашу конкретную ситуацию и чем мы можем пожертвовать. Здесь также множество возможностей (тут я пользуюсь Вашей подсказкой).
Итак, мы можем пожертвовать:
- возможностью удовлетворить чувство мести;
- желанием выразить праведный гнев;
- экстазом от ощущения собственного морального превосходства...
Каюсь, я грешен всем этим и еще многим другим. Но я готов этим пожертвовать, чтобы получить взамен нормально работающие современные государственные институты. Я даже не говорю о свободе. Она у меня и так есть. А свобода для других (свобода как возможность) обеспечивается этими самыми институтами. И последнее: я не люблю, когда плохие стреляют в хороших.
Во-первых, потому что Партия народной свободы может еще оспаривать это решение в суде, у нее есть такая юридическая возможность. Во-вторых, даже если будет отрицательное решение суда, что довольно вероятно, или суд будет неправомерно затягиваться, так что уже в любом случае партия не сможет принять участие в выборах, могут возникнуть какие-то другие обстоятельства.
Понятно, что мы можем какими-то точечными методами уменьшать коррупцию в вузах, но она будет восстанавливаться, если она есть вокруг. Если говорить о специфических методах, то, например, есть институты, где приемные комиссии в качестве наблюдателей приглашают родителей абитуриентов, которые, естественно, не решают вопросы приема, но следят за процедурной чистотой. Кое-где ликвидируют так называемые выездные экзамены – один из рассадников коррупции. Вводится запрет на репетиторство для поступления в тот вуз, где репетитор работает, - это очень хорошая мера. Но на общий уровень это слабо влияет, потому что важен общий коррупционный фон.