Сопротивление силой
Трагедия в Мариуполе еще раз показала, что для сепаратистов, как и для поддерживающего их руководства России, жители Донбасса, в защиту которых они якобы выступают, - всего лишь расходный материал для пиара. Их жизнь для Захарченко, Пушилина и компании не стоит ни гроша.
Сначала был обстрел сепаратистами автобуса близ Волновахи. Надо признать, случайный: целились в украинский блокпост, а попали в автобус. Но, хотя миссия ОБСЕ четко зафиксировала, что "градины" прилетели от контролируемого сепаратистами Докучаевска, те привычно обвинили противника в гибели мирных жителей. Затем, уже намеренно, для "симметрии" по отношению к Волновахе, сепаратисты обстреляли троллейбусную остановку в Донецке. Но просчитались: обстрел вели из миномета, дальность стрельбы которого не свыше 8 км, тогда как ближайшие к месту падения снарядов украинские позиции находятся более чем в 15 км. Пришлось срочно изобретать версию о кочующей диверсионной группе - в которую не поверил никто кроме российских официальных лиц и зомбированного антиукраинской пропагандой населения оккупированной части Донбасса.
Провокация в Донецке была нужна, чтобы оправдать отказ от перемирия и минских договоренностей и начало наступления по всему фронту. А обстрел Мариуполя "Градами" - это тоже вполне сознательный акт, направленный на устрашение местных жителей. Расчет был на то, что люди испугаются и побегут из города. Машины с беженцами заполонят дороги, что ограничит возможности передвижения украинских военных. Идея не нова. В 1940 году при наступлении во Франции немцы провоцировали панику среди местного населения, чтобы беженцы максимально затруднили отступление французских войск. Правда, вермахт использовал для этого радиопропаганду и фальшивую брошюру с пророчествами Нострадамуса, а сепаратисты Донбасса решили применить более радикальные средства. И в этом случае миссия ОБСЕ точно установила, откуда обстреляли Мариуполь. После чего лидер донецких сепаратистов отрекся от своего же заявления о начале наступления ополченцев на город и назвал обстрел украинской провокацией.
Думаю, после всего происшедшего и Украине, и Западу очень трудно будет не объявить ДНР и ЛНР террористическими организациями, что подразумевает, что с ними не будут вести переговоры. По всей видимости, пока в Кремле сделали ставку не на переговоры, а на военное решение. Захват Мариуполя даст возможность по суше прорваться в Крым. А окружение и уничтожение дебальцевской группировки украинских войск численностью в 7-8 тысяч человек (это вторая главная цель наступления российских войск и их союзников-сепаратистов) должно, по замыслу Москвы, заставить Киев капитулировать.
Условия капитуляции могут быть примерно следующие. Прекращение АТО, передача всей территории Донецкой и Луганской областей под контроль сепаратистов, предоставление этим регионам самой широкой автономии, включая право блокировать важнейшие решения центральной власти, иметь свои вооруженные формирования и заключать международные соглашения, вплоть до вступления в Евразийский и Таможенный союзы. Такая капитуляция почти наверняка приведет и к смене власти в Киеве.
Чтобы противостоять нынешней военной угрозе, украинской армии необходимо одержать хотя бы локальную военную победу. Предпосылки к этому есть. Большинство украинских солдат и офицеров более мотивированы к ведению борьбы и воюют более умело, чем их противники - российские военные и донецкие сепаратисты. Первые на Донбассе сражаются по сути нелегально и отнюдь не уверены, что в случае гибели или ранения государство о них позаботится. Главное же, они без энтузиазма воюют против украинцев, которые еще вчера считались "братским народом". Вторые же в своем большинстве представляют собой либо уголовный сброд, либо природных анархистов и потому очень слабо усваивают военную дисциплину. К тому же Путин на этот раз рассчитывает избежать полномасштабной войны с Украиной, которая спровоцирует ужесточение санкций, и обойтись примерно тем же количеством российских войск (15-20 тысяч человек), с помощью которого он достиг успеха в конце августа - начале сентября. Такой группировке, которую поддерживает примерно 18 тысяч боевиков, украинские войска в состоянии успешно противостоять.
Но для этого им необходимо компетентное командование и смена тактики борьбы. О начальнике украинского Генштаба Викторе Муженко положительно отзываются сейчас только пророссийские тролли в украинских соцсетях. Подробный разбор его деятельности в связи с сражением за Донецкий аэропорт уже сделал украинский журналист Юрий Бутусов. Функциональный потолок нынешнего начальника Генштаба - это командование батальоном, а его управление крупными соединениями часто приводит к трагическим последствиям, что наглядно показал Иловайский котел. Это из-за Муженко украинская армия придерживается старой советской кордонной тактики "стоять насмерть!", равномерно располагая войска по всей протяженности линии фронта. При этом не учитывается очень низкая оперативная плотность войск в войне в Донбассе, позволяющая противнику сравнительно легко обойти любой опорный пункт. Необходимо вести активную оборону достаточно сильными и маневренными группировками, способными контрударом разбить ударные силы противника. И если украинским войскам удастся уничтожить одну из локальных российских группировок, это может стать деморализующим фактором для российских военных и, наряду с западным давлением, заставить Путина прекратить войну в Донбассе.
Создается впечатление, что украинская армия имеет негласное указание либо не брать в плен российских военных, либо, во всяком случае, никак не афишировать факт их пленения. Вероятно, президент Петр Порошенко еще надеется на какой-то компромисс с Путиным и пытается не усугублять конфликт с Россией. Надежды эти, как представляется, призрачны. Действовать надо противоположным образом. Даже сейчас, когда противник атакует, украинские войска в отсутствие сплошной линии фронта имеют возможность с помощью подразделений спецназа взять в плен хотя бы несколько военнослужащих российской армии. И вот этих пленных следовало бы максимально показывать ив СМИ и в соцсетях, допускать к ним иностранных корреспондентов, демонстрируя миру прямое участие России в войне. Тогда будет больше шансов, что под давлением общественного мнения западные лидеры вынуждены будут максимально ужесточить санкции против России. Пока же после трагедии в Мариуполе все ограничилось дежурными заявлениями о необходимости усилить экономическое давление на Россию. И даже экстренное заседание Совета министров иностранных дел Евросоюза по ситуации на Украине отложили до 29 января.
Статьи по теме
Впадение в уничтожество
Конечно, кремлевские стратеги будут объяснять уничтожение аэропорта необходимостью "выпрямить" линию разграничения, превратить Донецка в "тыловой город" и прочими глупостями. Но на самом деле они отодвинули Донецк и всю оккупированную территорию еще на несколько десятилетий от цивилизации.
Сохранение первого лица
Он побаивается самых радикальных из своих соотечественников, которые сочтут его национал-предателем, который "слил Донбасс". А главное, Путин по характеру своему патологически не склонен к компромиссам, которые рассматривает как слабость. Сохранять лицо ему ни к чему.
Холодомор
По-прежнему вероятно, что вскоре российские войска и сепаратисты в Донбассе активизируются. Боевые действия в преддверии зимы, как, видимо, надеются в Кремле, не заставят Евросоюз перейти к четвертому уровню санкций, который может парализовать экспорт российских энергоносителей: никто не захочет зимой остаться без газа.
Казнекрады
Показательный расстрел 1 января одного из самых харизматичных лидеров пророссийских боевиков в Луганской области - Александра Беднова по кличке Бэтмен - ознаменовал собой не только календарное, но и реальное начало нового года для территории Донбасса, оккупированной российскими войсками.
Нерешительный бой
Cанкции последнего уровня сделают рубль неконвертируемым и поставят российскую экономику в критическое положение. Но и тогда Россия сможет поддерживать высокий уровень военных усилий по крайней мере несколько месяцев. А этого времени хватит для полной оккупации Украины. И Путин вполне может пойти по этому пути.
Как перед войною
В сентябре 1939-го Англия и Франция не оказали непосредственной помощи Польше отчасти потому, что знали о секретном протоколе к советско-германскому пакту и о том, что в Польшу вот-вот вторгнется Красная Армия. Возможно, сегодня волю Запада парализует страх перед российско-украинской войной, которая фактически уже начинается.