статья Холодомор

Борис Соколов, 20.10.2014
 	 Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Переговоры по украинским делам, проходившие в Милане с участием президентов Путина и Порошенко, вполне ожидаемо закончились ничем. Даже по газовому вопросу было достигнуто лишь устное соглашение об обеспечении поставок на Украину и транзита в Европу в зимний период. А цену путинскому слову и на Украине, и во всем мире уже хорошо знают. Поэтому нельзя исключить, что ближе к зиме с поставками газа опять могут возникнуть проблемы, если президент России захочет надавить на Киев и на европейских партнеров.

Неспособность России и Украины разрешить кризис в Донбассе даже при помощи посредников из Евросоюза вполне закономерна. Нынешнее неустойчивое перемирие на базе минского соглашения не устраивает ни одну из сторон. Путин как будто достиг заморозки конфликта, но при этом у него нет сценария, который бы обеспечил сколько-нибудь длительный modus vivendi с Украиной. Между тем ход предвыборной кампании на Украине позволяет предположить, что в новой Верховной Раде, которую изберут 26 октября, практически не будет пророссийских депутатов.

Президент России был бы не прочь сделать из оккупированной части Донбасса еще одну непризнанную республику, но хотел бы, чтобы ее финансировал украинский бюджет. Киев, естественно, эту идею отвергает. По оценкам украинских властей, сейчас в оккупированной части Донбасса живут более 4,5 млн человек, то есть вдвое больше, чем в аннексированном Крыму. Такой нагрузки в условиях западных санкций и падающих цен на нефть российский бюджет долго не выдержит.

Путину надо достичь своей цели в течение нескольких месяцев, пока положение на оккупированных территориях не стало совсем катастрофическим. А цель эта прежняя - приход к власти на Украине пророссийского правительства. Только такому правительству Москва готова вернуть Донбасс - но лишь в обмен на признание аннексии Крыма. Реален ли этот сценарий - другой вопрос, но иного в действиях Путина пока что не просматривается.

Поэтому по-прежнему вероятно, что вскоре российские войска и сепаратисты активизируют военные действия в попытке разбить украинскую армию, поставить под сомнение легитимность парламентских выборов и спровоцировать на Украине политический кризис, чтобы сделать киевское правительство более уступчивым или добиться прихода к власти другого правительства, более соответствующего российским интересам. Боевые действия в преддверии зимы, как, видимо, надеются в Кремле, не заставят Евросоюз перейти к четвертому уровню санкций, который может парализовать экспорт российских энергоносителей: никто не захочет зимой остаться без газа. А если российские войска и их союзники в Донбассе не добьются существенных успехов, может быть предпринято широкомасштабное наступление по всей линии границы под флагом какой-нибудь "Харьковской народной республики".

У Путина нет реальной альтернативы силовому разрешению украинского кризиса, и это делает российского президента по-настоящему опасным. Его марионетки в Донецке и Луганске неспособны к участию в политической жизни демократической Украины и могут существовать лишь в реставрируемой ими советской тоталитарной реальности и при поддержке российских штыков. Поэтому в случае неудачи со свержением правительства в Киеве Кремль обречен на "сдачу" Донбасса. После вывода российских боевых сил и средств и возвращения украинских войск и полиции ДНР и ЛНР неизбежно прекратят свое существование. И это побуждает Путина предпринять последнюю попытку принудить Украину к капитуляции.

Подобные планы могут быть сорваны только эффективным сопротивлением украинской армии и энергичным давлением со стороны Запада. Впрочем, в Милане не было продемонстрировано никаких намерений ужесточать санкции против России - Европа боится холодной зимы. И это может только поощрить агрессора.

Борис Соколов, 20.10.2014


новость Новости по теме