Шушарин
Драмочные условия
Мирзоевская экранизация "Бориса Годунова" создана в момент, схожий с серединой 1820-х годов. Не аристократия, но и не народные массы, а слой населения, называющий себя "креативным классом", ныне с тревогой наблюдает за эволюцией политического режима. И вяло, но все же протестует. А его так же без энтузиазма, но мордуют.
Революция узкого круга
Следует ждать обострения классовой борьбы и боярской измены. Путину сейчас чем хуже, тем лучше. Не ему хуже, а стране, которую он и те, кто допущен (или будет допущен) в его окружение, готовы разрушить, но власти не отдать. Большевики есть большевики: для них гражданская война - лучший способ управления страной и социальными процессами.
Республика Чистых Прудов
Получается, что Республика Чистых Прудов становится не оплотом оппозиции, а зоной, свободной от противостояния в логике складывающегося неототалитарного общества, русской альтернативой, противостоящей русской матрице как во властном, так и в оппозиционном вариантах ее воплощения.
Стилистическое единогласие
Представители прогрессивной общественности искренне считают себя оппозиционерами, в то время как они - столпы режима. И не потому, что они ругают патриарха. Неважно, кто объект нападок, хотя поношение Церкви весьма занятно с точки зрения его мотивации. Суть дела в принятии общей с властью стилистики.
Чернобылем поросло
Нынешнее отношение к скорбной дате показывает, что стало итогом того шока. Белоруссия сейчас накануне иной катастрофы - экономической и социальной. В России о Чернобыле вспоминать не желают, потому что это против интересов Росатома и потому что не хочется говорить о перестроечных последствиях аварии.
Поедание нормы
О том, что в сохранении нынешней нормативности заинтересовано значительное число людей, целые социальные и профессиональные группы - от уже обогатившихся нефтяников и силовиков до жаждущих богатства и власти молодых политических менеджеров, - никто и думать не хочет.
Общество на бюллетене
Выборы превратились в экзамен для местных властей, в проверку их лояльности и способности управлять имитационно-демократическими процессами. Это все входит в тот договор, который молчаливо заключен между властью и обществом. Оно с этим согласилось и не сопротивляется.
Наследник по кривой
Вспомним, на что была направлена перестройка, - и посмотрим, что возникло спустя два десятилетия. Деидеологизация всех сторон жизни: есть - даже власть вне идеологии, если не считать таковой пронизывающие все общество прагматизм и утилитаризм.