Карусельское хозяйство
Так все же: почему Сталин расстрелял почти всю большевистскую верхушку? Процессы против врагов большевизма были уже привычны - собственно, система и окрепла на пожирании всех тех, кто сохранил в душе хоть каплю свободы, хоть малую способность сопротивляться. Простых людей тоже волокли в тюрьмы и лагеря почем зря - стала конструироваться гулаговская машина, которая и стала сутью сталинского экономического чуда. Но в 30-е - а их кульминацией и стал 1937-й - под нож пошла вся властная элита. Причем даже не какие-то там партийные оппозиционеры типа утративших власть и влияние Каменева, Зиновьева, Бухарина или Рыкова, а самые что ни на есть лояльные члены и кандидаты в члены Политбюро, народные комиссары, первые секретари республиканских ЦК, обкомов и крайкомов, военачальники, дипломаты - словом, весь "съезд победителей". Все те, именами которых называли улицы в 60-х, о расстрелах которых старались не упоминать в 70-х, которых романтизировали в 80-х и окончательно забыли в 90-х. Почему же вождь решился на такую безумную чистку?
Скажут - он боялся, что они помнят его сомнительное прошлое. Но это смешно. Каждый, кто хоть раз читал стенотчет "съезда победителей", увидит: они были ему не страшны, они ползали перед ним, клялись и рыдали! "Свои" лизали сапоги, вчерашние оппозиционеры каялись, единство было полное. Но оказалось, что весь этот слой нуворишей, захвативших власть после переворота 1917-го, оказался решительно неспособен к управлению страной. Давайте уж скажем себе правду: большевиком мог стать либо безумец, либо подлец, третьего не дано. Сознательными приверженцами тоталитарных идеологий умные и порядочные люди просто не становятся - их воротит.
Пока нужно было просто экспроприировать, у них еще что-то получалось. Они умели ходить с важным видом, разглагольствовать о классовой борьбе, имитировать деятельность. Но вот руководить реально - извините. И когда "вождю" понадобилась отдача от заводов, колхозов и лагерей, оказалось, что эту отдачу может обеспечить только новая элита - иначе неминуемый крах государства сметет и его самого. И Иосиф Виссарионович поступил с присущей ему простотой - просто перебил их всех и заменил новыми, всякими там Косыгиными, Устиновыми и Сусловыми. Как сказали бы в Китае - новым поколением руководителей.
Так вот, в современной России тоже назревает потребность в таком новом поколении. А его нет и быть не может - элита представляет собой плотную колоду тасующихся карт. Кого назначить министром обороны, если снять Сердюкова? Шойгу, министра с 20-летним стажем. А на место Шойгу в Московскую область? Воробьева. Воробьева - бывшего заместителя Шойгу? Нет, его сына. А кого на место Воробьева? Васильева, который по званию и возрасту может соперничать не со своим предшественником во главе фракции "Единой России", а с его отцом.
И так во всем. Они просто пересаживаются с места на место, для каждого из них в этом есть какой-то смысл, а вообще-то смысла никакого нет, новых идей ноль, система просто не работает. В демократической стране все это давно проиграло бы выборы, было бы списано в утиль, переменилось, обновилось. В стране, управляемой тираном, - было бы расстреляно за несколько месяцев. Но Россия не демократия и не тирания, она акционерное общество. И поэтому ее акционеры могут только наблюдать за кадровым кружением и путинским окружением, понимая, что в такой России не может быть ни 1917 года, ни 1937-го, а только 1934-й - съезд победителей без конца.
Статьи по теме
По военной дороге
После назначения Сергея Шойгу министром обороны оппозиционные аналитики прочат его в нацлидеры. Все активнее обсуждается вариант нового сценария "Преемник" - с гарантиями для Владимира Путина и проведением досрочных "конкурентных" президентских выборов. Одновременно Шойгу кажется "идеальной кандидатурой" и для возможного военного переворота.
Уходный марш
Судя по тому, кто ликует, а кто печалится по поводу ухода министра, речь идет о многоходовой интриге, жертвой которой и стал уволенный министр. Речь идет о будущем армии, которой до вчерашнего дня руководил неоднозначный Сердюков, а теперь возглавляет неподкупный Шойгу. Точнее, о двух концепциях ее развития, одну из которых представлял отчисленный, а другую – вице-премьер Рогозин.
Душевные тираны
В Кремле не меняется ничего. Разговор Путина и Маши Гессен - почти точная копия разговора Сталина и Булгакова. Сталин в начале разговора интересуется у Булгакова, хочет ли тот уехать. Путин интересуется у Гессен, поможет ли статус гонимого журналиста ее карьере или же ей нравилась ее работа. То есть априори подразумевается, что люди неспособны совершать честные поступки или что нравственность в том, чтобы лизать сапоги вождя.
Одержимость державностью
Путин и Ко не просто наследники КГБ. Это люди идеи, и у них безусловно есть свое представление как о российском прошлом, так и о необходимом месте России в мире. Это представление о ней как о великой державе именно в сталинском понимании. Идея великодержавия зазвучала в России в середине 1990-х и с тех пор целенаправленно проводится в жизнь.
Сталинским курсом
Предвыборная вакханалия показывает, что власть чувствует себя настолько уверенной, что не только смотрит сквозь пальцы на "гнев народа", но и направляет его. Нынешние обитатели Кремля могут и не знать историю сталинского режима, но, имея общий генотип, они действуют похожим образом в целях укрепления своей власти.