Пионтковский
Статьи
Тайны зачатия
До последнего времени общество предпочитало не обсуждать поход Басаева в Дагестан и сентябрьские взрывы домов в России. Даже не доверяя предложенным ему официальным версиям, оно как бы инстинктивно отшатывалось от этой темы. Но на исходе путинского режима обществу придется вернуться к тайнам его зачатия.
Обрезанный президент
Между "Вставай, страна огромная!" и "Толку никакого, только народ напрягать" прошло всего два дня, но концепция, как в известном анекдоте, радикально изменилась. Показать подданным русского царя, представшего перед заморскими "экспертами" в исподнем, благоразумно сочли нецелесообразным. Ограничились "Началом беседы".
БезПРОсветная ситуация
Отказ США от планов размещения элементов ПРО в Чехии и Польше внешне выглядит и будет представлен во всех воскресных аналитических телепрограммах как большой успех российской дипломатии в защите интересов национальной безопасности. На самом деле вся борьба вокруг этого проекта была абсурдом с обеих сторон.
Медведев с нами!
Ни Хрущев во времена своей оттепели, ни Горбачев во времена своей перестройки никогда не подвергали такой сокрушительной, такой беспощадной, такой драматической и такой справедливой критике состояние дел в российском государстве, унаследованное ими от предшественников.
Безумство слабых
Восхождение Евгения Гонтмахера к высокой степени безумства, которое он с беспощадной честностью исследователя описывает в своих блогах, - процесс трагический для личности ученого и публициста, но чрезвычайно познавательный для понимания состояния нашего общества и его интеллектуальной элиты.
"Мы" и модернизация
"Мы" - так называют себя в России важничающие лакеи, оправляющиеся в кремлевских сортирах и на кремлевских сайтах. "Мы" означает у них "мы с нашим барином". Вот уже несколько столетий в русской истории, как в дурной бесконечности, повторяется один и тот же сюжет.
Оттаяли
Каждое произведение искусства, в том числе и литературное, следует судить по законам его жанра. Текст члена правления Института современного развития Евгения Гонтмахера "Революции не будет - будет бунт" по сути своей - классическое, известное как в восточной, так и в западной традиции письмо благородного мужа Государю. (Николай II перед катастрофой 1917 года получал немало таких посланий.)
Жизнь после смерти
Концепция смерти России, овладевая cознанием читающей публики, становится на наших глазах - нет, не обличительным манифестом оппозиции, а последним рубежом идеологической обороны самых умных и самых циничных охранителей режима. Тех, кто сначала надувал через телевизионную соломинку пустышку приблатненного подполковника, намалевав на ней фальшивый брэнд - "авторитарная модернизация".
Русь и тройка
Дело вовсе не в злополучных часах патриарха-олигарха. Может быть, наш Святой Дух и не вправду ведает мирской стоимости этих тленных артефактов постмодернистской культуры. Дело в его лукавой и политически пришедшейся ко двору Отцу и Сыну концепции кризиса как божьего наказания за грехи потребительства. Есть некое рациональное зерно в этом теологическом объяснении.
Десять лет вместе
Невысокий суровый человек, целующий шарахающихся от него младенцев и осетров и с какой-то болезненной навязчивостью демонстрирующий городу и миру свои обнаженные телеса, - такая же в сущности жертва этого циничного проекта, давно уже живущего своей собственной жизнью. Коллапс режима, так же, как и его рождение, будет прежде всего информационным.