Самое трогательное в этом сюжете, безусловно, забота об избирателях. Они, понимаете ли, голосовали за Нарышкина у себя в Ленинградской области, что под Петербургом. Донимали небось кандидата своими наказами и радовались его победе как личному жизненному успеху. Хороводы водили. И вот такой облом: всенародного избранника от Кингисеппского одномандатного округа у людей забирают.
Их голоса, можно сказать, украдены. И Путин устами Пескова выражает надежду, что расстроенные граждане "отнесутся с пониманием" к внезапному кадровому катапультированию Нарышкина в кресло директора СВР. Покорствуя судьбе, они смирятся с этой невосполнимой утратой.
Складывается еще впечатление, что в Кремле как бы не ведают что творят. Буквально позавчера отправляли Нарышкин на выборы и за него болели, а вчера вдруг вспомнили, что по сути своей Сергей Евгеньевич - разведчик, причем с корочками, и срочно переназначили его, сместив Фрадкова. Спешно так, в суматохе, чуть не забыв извиниться перед ошарашенным электоратом.
На самом деле, конечно, решение о переводе Нарышкина с Охотного Ряда в Ясенево было принято уже давно, и тому оставалось до поры лишь грамотно опровергать нелепые слухи. Так что и на выборы он шел типа под прикрытием, как настоящий разведчик. Точно зная, что ни дня больше не будет работать в нижней палате. Все кому надо знали об этом, кроме избирателей. Да, собственно, и они, в особенности бюджетники, согнанные в Кингисеппе проголосовать за будущего директора, как-нибудь проживут без Нарышкина-депутата. Они поймут и простят Владимира Владимировича, вот увидите. Жалеть о них не должно, как сказал историк - чуть иначе и по другому поводу.
Другой, более интересный вопрос, связан с бывшим спикером: надо ли пожалеть его?
Дело в том, что до вчерашнего дня он был фактически четвертым человеком в стране, согласно официальной табели о рангах. После президента, премьера и спикера верхней палаты. Теперь статус его, мягко говоря, непонятен, и это легко объяснить на простом примере: часто ли мы вспоминали про Фрадкова, размышляя о раскладе сил в кремлевских элитах? Можно предположить, что и Нарышкин уйдет в тень, а потом, поруководив разведчиками, и вовсе сгинет, наподобие какого-нибудь Якунина. Тоже, кстати, коварного лазутчика в далеком прошлом.
Однако все эти убедительные с виду кадровые конструкции рушатся, едва вспоминаешь, о какой стране идет речь. Поскольку в небывалом нашем государстве все перепутано и формальная иерархическая схема рисуется лишь для того, чтобы ввести в заблуждение простодушного чужака. Так, формально Медведев является вторым человеком в государстве, но в сравнении, допустим, с Патрушевым, Золотовым или Бортниковым его просто нет. Напротив, и Фрадков, и даже Якунин до сих пор имеются в наличии. Уходящий шеф СВР назначается как раз туда, где раньше служил и рулил потоками знаменитейший из наших железнодорожников. А сам Владимир Иванович ныне триумфально окучивает европейцев, являясь единоличным владельцем компании "Бридженс" со штаб-квартирой в Берлине.
Ибо поговорка про человека, который красит место, в чекистском государстве звучит как мудрая житейская истина. Применительно к людям, пользующимся личным, основанным на длительном знакомстве доверии президента, она звучит особенно веско. В отношении Нарышкина подходит идеально. Он вместе с Путиным учился в Краснознаменном институте КГБ им. Андропова. Потом был Питер, то есть та самая мэрия, где они на службе у Собчака укрепляли давние личные связи. Много лет спустя при удивительном президенте Медведеве Сергей Евгеньевич стал главой его администрации, а если называть вещи своими именами, то главным контрразведчиком, приглядывающим за молодым царем. Ну, а когда Нарышкин после диковатых парламентских выборов возглавил Думу, это было еще одно повышение. Это была труднейшая и ответственнейшая работа - осваивать и напряженно эксплуатировать взбесивший принтер, и с ней председатель нижней палаты справился, прямо надо сказать, блестяще.
Звезда Нарышкина стала закатываться после Крыма. Нет, он, конечно же, не возражал, он был в первых рядах строителей нового мирового порядка и образцовым хранителем антикварных духовных скреп, но с ним случилась другая беда. Спикер попал в санкционные списки и стал практически невыездным, что оказало на него парадоксальное воздействие. Отстраненный от Запада, он творчески преобразился и начал сыпать такими идеями, что слушать его бывало страшновато.
Изгнать США из НАТО. Осудить аннексию Германской Демократической Республики Федеративной Республикой Германия. Принять Евросоюз в состав России... Им овладел бред реформаторства, как выражаются ученые люди в белых халатах, к тому же бред масштабный, с явным уклоном в геополитику. В конечном итоге он являл собой живое доказательство действенности американских и европейских санкций, введенных после оккупации Крыма и Донбасса, и это у стороннего, но сердобольного наблюдателя вызывало сострадание. Возникала мучительная закавыка: как же ему, отлученному от загранкомандировок, отстаивать интересы России на международной арене и делиться с иностранцами уникальным опытом построения суверенной парламентской демократии в одной отдельно взятой стране?
Отныне с этой проблемой покончено. Имею в виду не демократию, хотя с ней покончено тоже, а проблему, связанную с необходимостью ездить за рубеж. Директору СВР это и не положено, в соответствии с предписаниями начальства, и задачи перед Нарышкиным теперь будут стоять иные. С ними, с этими задачами, говорят, пока что неплохо справлялся Фрадков, ну и новый шеф тоже наверняка справится. Времена на дворе такие, что шпионаж и прочее вредительство является одним из важнейших участков работы государственной машины. Любой, не только российской, но в стране, где сотрудники собирательного МГБ рулят буквально повсюду, это направление представляется основным.
Что же касается карьерных перспектив Сергея Евгеньевича, то о них сегодня следует говорить с осторожностью. Да, официально он понижен в должности, но это вовсе не значит, что навсегда. Из бывшего КГБ, как все знают, прямая дорога ведет в Кремль, и только астрономическое обилие сотрудников этой организации, рассевшихся на всех ветвях российской власти, мешает нам остановить взгляд на ком-нибудь и уверенно возгласить: вот он, будущий президент России!
С другой стороны, на кого из них ни взгляни, каждый похож, каждый годится. Хоть бы даже и Нарышкин - почему нет? Он по-прежнему в обойме, он в тени, он примеряет в гардеробе новые плащи и кинжалы - ну вылитый гарант! Неспроста же за него голосовали, не зря же он победил.
Сейчас от стабильности остался один Медведев. После Крыма Владимир Владимирович так резко пошел вразнос, что элите остается только гадать - он еще Хрущев или уже Сталин? Можно еще немножко поворовать или пора эвакуироваться? Или лучше эвакуировать куда-нибудь поближе к предшественникам самого вождя?
Что означают внезапная отставка Сергея Иванова с поста главы кремлевской администрации и возвышение молодого путинца Антона Вайно? В публичном поле дефицит стройных версий. Большинство комментаторов полагают, что Иванов теперь в опале и следует ждать новых кадровых пертурбаций.
Владимир Путин внезапно перекроил федеральные округа, перетасовал полпредов и губернаторов, снова назначил выходцев из спецслужб в важные регионы. С чем связаны масштабные перестановки? Комментаторы констатируют укрепление "чекистского крюка" и проводят параллели с ситуацией в Турции, где идут тотальные чистки после попытки военного переворота.
Просто Ельцин был живым человеком, способным ощущать некую теплоту к жене, дочери и зятю, а Путин - функция преемничества, и его "семья” - кооператив "Озеро". Но это такая же семья, как и настоящая, ельцинская, - и оттого суть власти в современной России за последние два десятилетия совершенно не изменилась.