статья Репортаж с войной на шее

Илья Мильштейн, 17.06.2015
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Это поразительные кадры - при всей их фрагментарности. Впечатляющий репортаж, хоть и краткий. Предельно информативный.

Это правда про Новороссию как она есть, беспримесная, и мысли при просмотре и чтении данного репортажа возникают более или менее однообразные. О том, например, до какого отчаяния надо довести людей, чтобы они вышли к зданию администрации Донецка с требованием прекратить войну. Выкрикивая простые и понятные слова: "Уйдите все!" Настаивая на том, чтобы полководцы ДНР перестали использовать жилые района города для своей артиллерии, провоцируя ответный огонь. Безоружные, они вышли против хорошо вооруженных освободителей, и это означало, что так называемые ополченцы достали их окончательно.

А в зеркале этой демонстрации и этой локальной войны можно без труда различить и контуры большой холодной войны, которая понемногу уже подогревается с двух сторон до нужной температуры. И если граждане России, для которых свежие новости из Донбасса до сих пор остаются картинкой в телевизоре, пока не ощущают себя заложниками, то это, не исключено, вопрос времени. Проблема, которая решается сегодня при помощи массированных пропагандистских бомбардировок. Однако завтра, если новостные ленты заполнятся подобного рода сводками и цитатами из речей Путина, Обамы, разных военачальников, глав дипломатических ведомств и пресс-секретарей, проблема может заметно усложниться.

Это станет тестом на вменяемость для всех, как говорится, людей доброй воли, но в особенности для российского населения. Для простых избирателей, которые в большинстве своем ныне поддерживают курс партии и правительства, прямиком, без ненужных шатаний ведущих страну и мир к близлежащей пропасти. А также для тех, кто правит страной, находясь в непосредственной близости от президента и самых верных его оруженосцев.

Собственно, еще далеко не все потеряно. Так называемое окружение национального лидера, включая силовиков или даже начиная с них, может подать ему какие-нибудь советы, которые он, чем черт не шутит, сочтет благоразумным. Либо, спасая Родину и свои семьи, совершить некие иные исторические поступки, за которые человечество еще долго будет их, силовиков, благодарить. Что же касается народа, который, согласно Конституции, является носителем суверенитета и источником власти, то и он мог бы сказать свое веское слово, хотя его давно уже ни о чем всерьез и не спрашивают. Многонациональный народ Российской Федерации мог бы высказаться в защиту своего неотъемлемого права на жизнь и за мир во всем мире. В той же, к примеру, стилистике, что и многонациональный народ Донецка, который уже проникся пацифистскими идеями, проклял свою судьбу и от всей души возненавидел тех, кто устроил им настоящий ад по месту проживания, на родной земле.

Отрывочные картинки из этой жизни как раз и запечатлел Павел Каныгин, репортер "Новой газеты". За что был арестован, избит и "выдворен" с территории ада боевиками ДНР. Что было по-своему логично, если оценивать происходящее на востоке Украины в рамках той специфической логики, по законам которой был захвачен Крым, оккупирован Донбасс и устроена холодная война. Ибо война, не желая подыхать, умеет защититься от правды, гибельной для всякой бойни. Война способна безжалостно и долго драться за право убивать - против других народов, против своего народа и против тех, кто честно и даже безоценочно рассказывает о ней. Против журналистов.

Впрочем, год с лишним назад, когда Павла захватили совершеннейшие отморозки, было еще страшней. Тогда его еще и пытали, и ограбили. Год спустя нравы не то чтобы смягчились, но очень громкий скандал с обращением в администрацию Путина и МИД РФ способствовал довольно скорому освобождению спецкора. А это значит, что мертвая волчья хватка войны слегка ослабевает, недаром же характер ее и ближайшие перспективы становятся все более понятны не только отдельным, покуда пребывающим в меньшинстве гражданам России, но и самым отважным и отчаявшимся жителям Донецка. Тем, кто перекрыл улицу Артема и заставил самого Захарченко отвечать на давно накопившиеся вопросы.

В сущности эти люди мало чем отличаются от тех, кто в России в большинстве своем продолжает верить начальству и поддерживать его буквально во всем. Разве что войну они наблюдают не по телевизору, а прямо перед собой и главных ее героев, угнездившихся во дворах, а то и в соседних квартирах жилых домов, тоже видят с близкого расстояния. И если миллионы перекормленных пропагандой российских телезрителей вглядятся в кадры, снятые Павлом Каныгиным, то они узнают себя и, дай бог, призадумаются.

О далекой войне, которую так горячо поддерживают, прославляя власть. И о другой, которая разгорается на глазах и намного страшней всех когда-либо случавшихся в истории человечества. Вообще говоря, в том и заключается работа репортера, чтобы свидетельствовать и предупреждать, и если Павлу Каныгину удастся хоть что-то объяснить соотечественникам, ослепшим и оглохшим от патриотизма, то он совсем не зря ездил в Донецк. Картинки все-таки очень убедительные. Да и реакция боевиков столь наглядна, что должны вроде прозреть и ослепшие, и глухие расслышать крик.

Илья Мильштейн, 17.06.2015


в блоге Блоги

новость Новости по теме