статья Пока покачивается

Илья Мильштейн, 30.05.2014
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Промелькнуло в новостях: поездка на Украину в рабочем графике Владимира Путина пока не значится. Со ссылкой на пресс-секретаря Пескова, который еще сообщил, что его патрон пока не получал приглашения на инаугурацию Петра Порошенко. Промелькнуло и поразило - в особенности вот это слово "пока".

Хотя, казалось бы, чему поражаться? На фоне текущих новостей последних как минимум месяцев, всех этих референдумов и прочей базы образов детской порнографии, любое живое чувство выглядит лицемерным. Если ты еще способен удивляться, то либо свалился с луны, либо притворяешься. Причем наверняка в целях антигосударственных, дабы под маской изумления протащить какую-нибудь сатиру и злобно высмеять родную власть. Тогда как на самом деле власть давно поставила такие новости на поток - и всякий честный сатирик ощущает себя жалким ее эпигоном.

Да, но все-таки интересно. Воображение по привычке разыгрывается, и независимый эксперт, обхватив голову, начинает думать тяжкую думу. Про Путина, про Пескова, а также о том, как эти люди представляют себе мир и своих партнеров.

Вот они отжали у соседей довольно большой полуостров. Заклеймили их фашистами, бендеровцами и разными другими словами. Подняли им цену на газ и грозятся вообще оставить без энергоносителей. Спровоцировали в целом регионе гражданскую войну, которую изо всех сил поддерживают живой силой, техникой, оружием и деньгами. Шантажируют угрозой прямого вторжения, как бы продиктованного заботой о русскоязычных и вообще необходимостью защищать права человека. Тем не менее они бодрятся, и Путин все спрашивает у Пескова: что там у нас с почтой, не затерялось ли в фельдъегерском мешке письмишко от Порошенко? Нам ведь не удалось сорвать на Украине президентские выборы, так вот – приглашают они нас на инаугурацию в качестве почетных гостей или волынят?

С другой стороны, если из последних сил поверить в разумность сущего, то картинка предстает по-своему логичной. Отжали Крым, подняли цену, взорвали регион, грозят войной, но все-таки отчасти осознают реальность, потому и не запланирован в рабочем графике Владимира Владимировича визит на Украину. Пока.

Возникают по этому поводу и некоторые другие соображения, которые для простоты назовем геополитическими.

Вот мир гадает: введет Россия свою армию в соседнее государство или не введет. Большинство политологов склоняется к мысли, что не решится, а вся юго-восточная спецоперация задумана лишь для того, чтобы украинцы думать забыли о Крыме и радовались тому, что российские бомбардировщики не кружат над Киевом. Напротив, наши патриоты печалятся, и самые вспыльчивые из них уже готовы назвать Путина национал-предателем.

А между тем угроза оккупации сохраняется, и она вполне реальна. Стоит лишь Порошенко, увлекшись дипломатическим этикетом, отправить в Кремль приглашение, а Путину это приглашение принять, как случится непоправимое. Российские войска войдут в Киев. Или в Донецк, если президент Украины не передумал проводить там свою инаугурацию.

Впрочем, ситуация тут возникнет обоюдоострая.

Дело в том, что на Украине живет более 45 млн человек и весь этот большой народ, за исключением разве что грудных младенцев, наверняка хотел бы лично пообщаться с Владимиром Владимировичем. Порасспросить его кое о чем, не дожидаясь ответов. Высказать вслух некоторые мысли. Выразить искренние чувства. В рамках диалога во имя партнерства между двумя братскими народами, скажем так. Где-нибудь, предположим, на Майдане, хотя и в любом другом месте разговор тоже обязательно получится. Такая "прямая линия", как это называется в России, но гораздо более насыщенная эмоциями, языком жестов и голосами многомиллионной толпы. А в том, что украинцы выйдут на улицу, желая увидеть того, о ком они беспрерывно и напряженно думают уже полгода подряд, можно не сомневаться.

В Москве подобные мероприятия охраняются сотрудниками ФСО. На Украине ФСО явно не хватит, даже если командировать туда всю эту организацию. Значит, надо вводить войска в полном составе, миллионную армию, вместе с танками и авиацией, чтобы во время беседы с украинским народом президент России чувствовал себя комфортно. Как в Москве, где он тоже весьма популярен, но не до такой степени.

Должно быть, об этом они все сейчас размышляют – и Путин, и Песков, и Порошенко. Президент Украины хочет как можно скорее встретиться с Владимиром Владимировичем, чтобы обсудить накопившиеся проблемы, но все-таки он человек скромный и едва ли мечтает о том, чтобы его инаугурация прошла с такой помпой. А в Кремле с некоторым содроганием ожидают письма: отказываться нехорошо, они же вежливые люди, но и уводить из страны всю армию, оголяя тылы, тоже рискованно. Да и справится ли она с поставленной задачей? Военнослужащих у нас, допустим, около миллиона, а украинцев – в 45 раз больше, и многие тоже вооружены. Непонятно, как быть.

Поэтому скорее всего Путин воздержится от поездки – под тем благовидным предлогом, что Порошенко забудет прислать ему приглашение либо оно не дойдет, как затерялось недавно на почте или в безднах рунета другое письмо – от Дениса Пушилина, всемирно признанного премьер-министра Донецкой народной республики. Тот взывал о помощи, то есть хотел, чтобы и его защитили российские войска, но ответа не удостоился. Тоже "пока". Короткое такое слово, но многозначное, емкое, удивительное, хоть мы уже и привыкли ничему не удивляться.

Илья Мильштейн, 30.05.2014


новость Новости по теме