статья Всадник с головой

Илья Мильштейн, 26.05.2014
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Таких честных выборов она, возможно, не видела за все годы независимости. Эту фразу вчера вечером произнесла Юлия Тимошенко, и слова ее убедительней всех экзит-поллов свидетельствовали о том, что второго тура не будет. Петр Порошенко избран президентом Украины.

Собственно, это единственная сенсация прошедших выборов. Еще никогда и никому Юлия Владимировна не проигрывала в честной борьбе - по крайней мере не признавалась в этом. В том числе и в борьбе с Порошенко.

Случалось, она побеждала его, как это было десять лет назад, когда в борьбе за пост главы правительства схлестнулась с шоколадным королем. Мотор и спонсор Оранжевой революции, Порошенко долго уговаривал ее отказаться от должности, и Ющенко тоже полагал, что лучше сработается с ним, нежели с темпераментной газовой принцессой, но он был связан словом. Кончилось дело малоприятной дискуссией с упорствующим Порошенко. Тимошенко предъявила ему тайный договор: мол, вот подписанная Ющенко бумага, он обещал назначить ее премьером, если станет президентом. Претендент настаивал. Она отрезала: "Не откажусь никогда в жизни!" В тот день они стали врагами.

Осенью 2005 года бесконечные разборки в лагере победителей обернулись скандалом и громкими отставками. Первым ушел Александр Зинченко, глава президентского секретариата. Он собрал пресс-конференцию, на которой объявил, что Ющенко руководит страной, советуясь только с коррумпированным секретарем Совета безопасности Порошенко. Предполагалось, что за спиной взалкавшего правды Зинченко стоит леди Ю, и Ющенко рассвирепел.

Он поставил Тимошенко перед выбором. Она должна сдать своего верного оруженосца Турчинова, председателя Службы безопасности, и генпрокурора Пискуна, тогда президент уволит Порошенко. Кроме того, она обязана была войти в предвыборный список "Нашей Украины" и не рассчитывать в будущем на пост премьера. А также заклеймить "предателя" Зинченко в ходе совместной пресс-конференции.

Тимошенко попросила дать ей ночь на обдумывание. Утром 8 сентября она вошла в кабинет Ющенко - а о том, как протекала беседа, сообщила несколько дней спустя. Рассказ был душераздирающим.

"Я села рядом с ним, взяла его руку в свою... За двадцать минут до эфира, когда он должен был объявить об отставке правительства, я предложила президенту: давайте сейчас выйдем к прессе рука об руку, вместе. Был момент, когда президент дрогнул в своем намерении… Но тут... ворвался Петр Порошенко... Президент встал, посмотрел, повернулся ко мне спиной и сказал: "Разговор окончен".

Трудно сказать, сколь правдив был этот рассказ, но в итоге Ющенко уволил их всех. Обвинения в коррупции, выдвинутые против Порошенко, подтверждения не нашли. И хотя премьером пока был назначен мягкий и покладистый Ехануров, в тот день на Украине завершилась эпоха Майдана. Началась эпоха Януковича, который постепенно стал возвращаться во власть, сминая на пути насмерть переругавшихся между собой героев Оранжевой революции.

О том, что за эпоха наступает сегодня, пока судить рано. Ясно лишь, что старые счеты забыты только на время и, если Порошенко не сумеет в обозримые сроки найти деньги и навести порядок в стране, то о его победе на беспрецедентно честных выборах украинские элиты и граждане забудут довольно быстро. Другой вопрос, кто будет делить с ним ответственность и какого поста на сей раз удостоится Юлия Тимошенко, если удостоится. Кроме того, перед лицом обстоятельств неодолимых, то есть войны на юго-востоке или прямой российской агрессии, нация скорее сплотится вокруг своего президента, нежели отвергнет его. Вообще Путин на какое-то время становится невольным союзником Порошенко, и чем бесстыдней будет политика России в отношении Украины, тем больше шансов у победителя стать подлинным национальным лидером.

Впрочем, спор славян между собою только начинается, и в этом смысле тандем бывших заклятых союзников и вечных конкурентов, Порошенко и Тимошенко, может оказаться весьма эффективным.

Путин, как известно, играет ныне на повышение ставок. Он продолжает мучить украинцев, поддерживая сепаратистов и стремясь ввергнуть страну в хаос, но в худшем случае, вероятно, готов удовлетвориться Крымом. Он пугает, всем страшно, угадать его следующий шаг нелегко, и этот симбиоз непредсказуемости и отмороженности составляет суть российской внешней политики.

Однако сыграть на повышение теперь могут и украинцы.

Порошенко начинает примеривать на себя корректный костюм миротворца. Он хочет встретиться с Путиным, причем "чем раньше, тем лучше", и уже понятно, о чем собирается с ним говорить. "Крым всегда был, есть и будет украинским", но этот тезис едва ли со всей жесткостью прозвучит на переговорах. Есть темы поважней, начиная с гражданской войны. Столицей украинского сепаратизма остается Москва, и Петр Алексеевич будет очень убедительно просить Владимира Владимировича вывести партизанские войска с Украины. К тому же Порошенко уже заявил, что процедуру инаугурации намеревается провести в Донбассе, и это значит, что к тому времени либо Путин эвакуирует своих героев, либо их оттуда вышибут. Вот обо всем этом украинский президент и желает побеседовать с российским.

Между тем у Тимошенко другие планы. "Батькивщина" инициирует референдум о вступлении Украины в НАТО, и этот шаг только с виду кажется рискованным, опрометчивым и неразумным. Ну да, в НАТО не принимаются государства с нерешенными территориальными проблемами, но речь ведь идет не о том, чтобы немедленно вступить в альянс. Речь идет о том, чтобы напугать Путина, который пугал россиян и самого себя закошмаривал страшной картиной: вхождением американских крейсеров в мирные воды Севастополя и установкой американских ракет на территории Украины. Теперь, если вопрос будет обсуждаться в Раде, пропагандистские страшилки, годные лишь для оправдания интервенции в Крыму, обретут черты очередной геополитической катастрофы.

Сам Порошенко вовсе не является сторонником вступления Украины в НАТО, но он может предложить Путину размен. Вы забираете деда Бабая с присущими ему гранатометами, а я успокаиваю Юлю. Вы прекращаете поддерживать бандитов, которые уже строят у нас и эффективно используют настоящие концлагеря, а мы откладываем референдум о вступлении в НАТО. Вы временно забываете про Украину и не шантажируете нас повышением цен на газ, а мы временно забываем про Крым. Договорились?

Выборы на Украине прошли в один тур, сорвать их не удалось, и Тимошенко права – это были и впрямь честные выборы. Быть может, не самые честные; "третий тур" в 2004 году тоже поразил наблюдателей сугубой транспарентностью, да и победа Януковича шесть лет спустя едва ли была подтасована. Но это уже история, причем древняя, позабытые мирные времена. Петр Порошенко – президент новой Украины, которой еще предстоит выстоять в схватке с врагами, и многое будет зависеть от его ума, решительности, стойкости. Но все-таки одной проблемой у страны стало меньше: Украина проголосовала, и про "киевскую хунту" в Москве теперь будут говорить только самые тупые и забывчивые.

Илья Мильштейн, 26.05.2014


новость Новости по теме