статья Понедельник начинается

Илья Мильштейн, 06.09.2013
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

На календаре пятница, послезавтра выборы мэра, агитировать нельзя никому кроме президента, да и сказать, по совести, на заданную тему почти нечего кроме банальностей. Вообще управляемая оттепель, при всей ее относительной политической новизне, событие довольно скучное. Скучнее и безотраднее только режим закручивания гаек, но это старо как Россия.

По-настоящему интересно, что произойдет потом. На следующий день после выборов, в широком смысле. После того как один из кандидатов в градоначальники обретет для чего-то необходимую ему легитимность.

Любопытно, во-первых, что он с ней станет делать. Запускать в небо, чиркать об нее спичкой, показывать за деньги другим ребятам. А может, рыбу на нее ловить будет, здоровенную такую щуку, президентской породы, мечту водолаза из спецотряда подводных мероприятий ФСО. Вообще это ведь редкий зверь в наших краях – легитимность. Шутка ли.

Или папа, краснея лысиной, велит ее выкинуть в ведро и больше никогда не приносить в дом. А захнычешь – достанет ремень. Станешь упираться – вообще погонит туда, где Лужков пчел не разводил. Потому что легитимность – это палка о двух концах и в том гадюшнике, где победитель столичных выборов захочет вести себя как единственный избранный среди назначенных и званых, легитимных не любят.

А еще мы узнаем, что случится с другим кандидатом, который вряд ли победит, но сильно всем запомнится. С тем, которого зарегистрировали, чтобы обеспечить эту самую легитимность. Даже в тюрьму посадили, а потом выпустили, дабы утереть нос разным кэмеронам, обамам и меркелям с соседнего двора. Вот, мол, какие у нас легитимные выборы. У вас небось кандидаты на шконках не чалятся, а у нас это обычное дело в рамках сугубо демократической процедуры и судебного процесса.

Вот если его после этих выборов закатают уже по полной, то значит, управляемая оттепель кончилась и настали заморозки, холодное время года, которое у нас иногда длится десятилетиями. Значит, все, что мы, дурея от счастья и презирая маловеров, наблюдали в эти последние недели и дни, было разводкой, и тут некоторым особо злостным скептикам станет неловко. За себя и за то, что подозревали посаженного кандидата в нечестной игре и в тайном сговоре с властью. Они, как говорится, прикусят язык и будет им на душе еще гаже, нежели тем, кто верил и надеялся, что при жизни нынешнего поколения никто больше в России не будет врать и воровать.

Если же его не посадят, то жизнь потечет иным чередом. Окажется, что не все потеряно и управляемая оттепель победным маршем шествует по стране. При своих окажутся все – и новый, как бы законно избранный и легитимный, и старые элиты, никуда не денутся и старые подозрения, и вечные надежды.

Имеется и третий сценарий, близкий к первому, но пострашнее, который готовит россиянам газета "Жизнь", выходящая под неожиданным названием. Золотые перья Арама Ашотовича и их "источник в силовых структурах" предрекают "нападения сторонников Алексея Навального на избирательные урны", после чего нанятые оппозицией фанаты, как сообщает тот же источник в тех же структурах, пойдут штурмовать Кремль.

Все это, конечно, эксклюзив, но воспринимать его, думаю, следует со всей серьезностью. То есть буквально на следующий день после того, как кандидат, взыскующий легитимности, победит другого кандидата, планируются провокации против избирателей. Быть может, столь же масштабные, что и на Болотной в мае 2012-го, и с тем же исходом в стеклянную клетку. И вот этот сюжет представляется самым безнадежным не только в смысле легитимности, но и в целом. Сделать его невозможным, не поддаваясь на провокации конченых подонков, есть долг и священная обязанность оппозиционных лидеров. Иными словами, не надо нападать на урны, что бы это ни значило.

До выборов всего ничего, агитация запрещена, но здесь, по-видимому, тот случай, когда необходима. Пропаганда сдержанности, достоинства и гражданской ответственности перед лицом маловменяемого государства. Со всеми его телеканалами, газетами, спецназами и неутоленной тоской по легитимности. Помочь ему ничем нельзя, но если оно мечтает о том, чтобы на следующий день наброситься на своих граждан, то следует помешать ему в реализации этих скучных, надоевших, осточертевших планов.

Илья Мильштейн, 06.09.2013


в блоге Блоги