статья Фарс-Бостон

Илья Мильштейн, 22.04.2013
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Главный соблазн теории заговора – в простоте схематического мышления. Для тех, кто понимает, конечно. Это англоязычным обитателям Сети надо долго объяснять, где находится Чечня. Это послу Чехии в США приходится проводить географический ликбез, указывая публике на "прискорбную ошибку" и на тот далеко не для всех очевидный факт, что "Чешская Республика и Чечня – это две разных сущности". А вот пользователям Рунета ничего объяснять не надо.

Братья Царнаевы – чеченцы. Кадыров – чеченец. "Чехи", короче. Американцы для него, да и для них, как выяснилось, враги. За несколько дней до теракта в Бостоне, если не врут анонимные источники, Рамзана Ахматовича внесли в тайный список Магнитского. Он не замедлил с ответом.

Такова схема, пленившая своей простотой многих русскоязычных, и опровергать ее нелегко. Прежде всего потому, что всякое возражение сразу наталкивается на зрительный образ и политическую биографию руководителя Чечни, высекая искры. С ходу вспоминаются Анна Политковская, Наталья Эстемирова, братья Ямадаевы. Пытки, расстрелы, тюрьмы. А также Умар Исраилов, убитый в Вене бывший охранник главы ЧР, собиравшийся свидетельствовать против него в Европейском суде по правам человека. Правда, ни по одному из этих дел Рамзан Кадыров не был признан виновным, однако конспирология редко основывается на судебных приговорах. Одно слово – лженаука.

И это еще полбеды. Отдельные русскоязычные в своих блогах и комментах договариваются до того, что связывают теракт в Бостоне с провалом перезагрузки в отношениях между РФ и США. Тут не к месту приплетается анекдот про Владимира Владимировича, который якобы вечером 10 сентября позвонил в Белый Дом и сообщил ошарашенному Бушу: "Америка, мы с тобой!" Ну да, в холодной войне с США Россия традиционно проигрывает, а в союзе со сверхдержавой традиционно добивается побед, но что это доказывает? Теория заговора в чистом виде, и разве можно убедить людей в том, что свои утверждения они должны основывать на фактах, а не на слухах или анекдотах.

Между тем кое-какая фактура, вроде как подкрепляющая конспирологические измышления в деле братьев Царнаевых, все же имеется. Известно, что покойный Тамерлан в прошлом году около шести месяцев провел в России – в Москве, Дагестане и Чечне. Однако срок этот представляется слишком ничтожным, чтобы предполагать, будто он мог познакомиться с людьми из окружения Кадырова и вернуться в Бостон убежденным оппонентом Вашингтона, правда же? Куда убедительней в данном случае звучат слова пресс-секретаря главы чеченской администрации, заявившего, что бостонских "плохишей" воспитала Америка. В самом деле, где еще учиться терроризму, как не в штате Массачусетс? Кстати, это та самая Америка, которая, по словам Путина, стояла за терактом в Беслане, и это уже была не конспирология, но официальная речь руководителя государства. Это говорилось всерьез.

Вот на такие официальные речи, пожалуй, и следует ориентироваться независимому наблюдателю, когда он пытается познать до поры непознаваемое: тайные пружины преступления, совершенного в Бостоне, и тонкости российско-американских отношений. Впрочем, здесь тоже легко запутаться. Ведь если американцы организовывают теракты в России и публикуют русофобские списки, куда тайком включают и Рамзана Кадырова, то вроде бы логично ожидать от Москвы симметричного, равно и асимметричного ответа, разве нет? Такой неожиданный, граничащий с конспирологией вывод можно сделать, исследуя проблему, но это вывод сомнительный. Куда вернее не делать вообще никаких умозаключений, от греха подальше. Ибо заговоры – они буквально на каждом шагу, и поди разбери, где сложная смертоносная реальность, а где простая убийственная конспирология.

Вообще о так называемой реальности сегодня думать совсем уж не хочется. В частности, о том, что творилось в головах у этих несчастных, бежавших от войны чеченских парней, которым Америка подарила вторую жизнь, – и они ее так горячо отблагодарили. Следствие в самом начале, версий в избытке, и подтвердиться может любая, включая самые немыслимые и даже конспирологические. От них ведь тоже не отмахнешься, как ни странно, при всем желании высмеять и забыть.

Илья Мильштейн, 22.04.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме