статья Столкновение

Илья Мильштейн, 31.05.2012
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

У этой истории поразительный финал. Конечно, юрист меня поправит, ибо еще возможна кассация, а суды по другим искам даже не начинались и т.д. Но все же сенсация налицо: в столкновении обыкновенного двухлетнего гражданина РФ с большой машиной Газпромбанка победил обыкновенный гражданин и его родители. Вчера эта победа была зафиксирована в мировом суде Химкинского района, который на год лишил прав водителя Олега Алексеева. Он признан виновным в "невыполнении обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием".

Впрочем, сам водитель в этом сюжете персонаж второстепенный, и не исключено, что он тоже стал жертвой ДТП. Во всяком случае, если верить одной из версий происшествия в подмосковном Новогорске, Алексеев пытался оказать помощь упавшему ребенку, но сидевший в "Мерседесе" пассажир приказал ему: "Оставь их, поехали!" - и шофер не посмел ослушаться. Согласно другой версии, ничего этого не было: ни столкновения автомобиля с маленьким Сашей Архипенко, ни фразы, брошенной через окно. А была клеветническая кампания, развязанная против первого вице-президента Газпромбанка Александра Шмидта, который решил защищаться и наказать всех, кто его оболгал.

Собственно, с этого и начался скандал, предварительные итоги которого были подведены в мировом суде Химкинского района. Шмидт подал в суд на блогера Светлану Робенкову, которая первой рассказала о дорожном инциденте - со слов родителей Саши. На некоторых других блогеров, перепечатавших и прокомментировавших этот сюжет. На целый ряд СМИ, вина которых заключалась в том, что они тоже обратились за комментариями к родителям ребенка. Однако все это были мелочи, достойные внимания, но не более того. Хитом интернета стал текст искового заявления, поданный от имени Газпромбанка, в котором подробно разъяснялись претензии взыскующего правды банкира. Ради того, чтобы донести свои мысли до соотечественников, он даже завел себе ЖЖ.

Борясь с клеветниками и с русским языком, юристы Газпромбанка рассказали об истинных намерениях Робенковой и ее подельников. Оказалось, что это поистине страшные люди. Выяснилось, например, что Робенкова клеветала не просто так, но с целью "распространения информации... формирующей негативный стереотип о социальной группе топ-менеджеров крупных российских корпораций, способной оказать побудительное воздействие на сознание и поведение граждан нашей страны". А отсюда уже рукой подать и до "формирования неверной картины в отношении всего нашего государства на международной политической и правовой арене".

При чтении этого документа возникали разные мысли. О патриотической демагогии как способе существования новой исторической общности - топ-менеджеров крупных российских корпораций. О том, что подобные тексты почище любых комментов в блогах способствуют разжиганию социальной розни в больном нашем обществе. О том, как широк российский сверхчеловек и как легко уживаются в нем эти вроде несоединимые чувства - равнодушие к судьбе пострадавшего ребенка и детская обидчивость. Но более всего о том, что призванные к ответу Александром Шмидтом обречены. Если уж в ход пущена такая тяжелая артиллерия, как имидж Государства, то какой суд перед ней устоит, пусть даже и мировой?

А вот устоял. Тот самый судья Аркадий Халатов, который когда-то признал искалеченного журналиста Бекетова виновным в клевете на химкинского мэра, на сей раз вынес решение в пользу потерпевшего. Может, изменился с тех пор судья. А может, случай тут был особый: все-таки не каждый день в Химках расследуются ДТП, жертвами которых становятся двухлетние дети. Трудно сказать. Ясно лишь, что после этого приговора Шмидту и всей его социальной группе судиться с клеветниками будет трудней, а жить в целом - полегче. Поскольку народ у нас отходчивый, и когда неожиданно находит правду в судах, то смягчается сердцем даже к тем, кого всей душой ненавидит.

Так что если Александр Оттович всерьез желает принести пользу собратьям по топ-менеджменту, то он вряд ли ошибется, отозвав все свои иски - и к блогерам, и к журналистам. Если же Шмидт извинится перед пострадавшим мальчиком и его родителями, то страшно даже подумать, как это поспособствует смягчению нравов на Руси.

Илья Мильштейн, 31.05.2012


в блоге Блоги

новость Новости по теме