статья Пошла писать губерния

Илья Мильштейн, 12.04.2012
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Настоящая русская комедия не только бичует нравы и выставляет на посмешище порок. В ней ближе к концу непременно должна прозвучать трагическая нота. А наказанный жулик или там вор, то есть большой начальник, обязательно должен пролить невидимые миру до поры злобные слезы, затопляя сцену и зрительный зал. Потому что все мы люди, включая даже чиновников, и горестный финальный монолог разоблаченного персонажа способен так же потрясти публику, как и прежние его непотребства.

Например.

Городничий. ...Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!..

Или другая пьеска.

А. Попков. ...И еще я хочу заявить: вот эти блогеры шумят, кричат, поднимают волну! Тот же Мальгин!.. И сегодня он начинает: надо же, какие-то депутаты приехали на три дня в его город, в котором он живет. Надо же! Как они посмели! Вот эти предатели родины, которых иначе не назову, они живут далеко за рубежами, и которые непонятно на какие деньги существуют — а я подозреваю, что они существуют на деньги американских спецслужб – постоянно раздувают конфликты!

История про волгоградских областных чиновников, шумною толпой отправившихся в Италию поздравлять своего губернатора Боженова с днем рождения, начиналась как чистая комедия. Смешно было буквально все. Пасхальный выезд местных слуг народа в количестве около 50 человек, загромоздивших пространство перед аэропортом своими иномарками. Корпоративчик в Монтекатини с последующим превращением его в служебную командировку. Внезапно пробудившийся у волгоградцев интерес к обмену опытом с итальянцами, которые, впрочем, все разъехались на пасхальные каникулы. Настойчивые поиски агроферм, обернувшиеся турпоездкой на автобусе по местам дегустации итальянских вин.

Вся эта вакханалия натурально сопровождалась оглушительным скандалом. Живущий в Монтекатини блогер Андрей Мальгин, бывший главный редактор легендарной "Столицы", вел репортаж практически в прямом эфире, с картинками и личными комментариями, и публика изнемогала от смеха. Причем каждая сценка с участием начальства, особенно с того момента, когда оно начало выступать с опровержениями, была достойна гоголевского пера. А чуть позже, вернувшись в город-герой Волгоград, слово взял самый говорливый из путешественников – депутат местной облдумы Андрей Попков, и тут виртуальный зрительный зал стал уже просто помирать от смеха.

А катарсис наступил в тот час, когда до него дозвонились репортеры из Русской службы новостей. Когда в своем обличительном монологе указанный Попков, разозленный уже до крайности, взял высокую трагическую ноту. Когда он стал кричать про "идиотов" и "уродов моральных", посягнувших на частную жизнь странствующих дегустаторов. Когда, уже не слушая вопросов давившихся от смеха журналистов, заговорил о том, как он возмущен и оскорблен клеветнической кампанией, развязанной против отдохнувшего губернатора и его чиновников.

Впрочем, у всякого времени своя драма и свой неповторимый словарь. "Щелкоперы" в эпоху компьютеров вымерли, зато "предатели", "агенты Госдепа" или вот "американских спецслужб" – это звучит очень современно и по-своему убедительно. Потрясение современного ляпкина-тяпкина, застигнутого на месте должностного исступления, невозможно выразить никакими иными словами. Во всяком случае, Попкову ясно, что "это заказ. Причем очень хорошо проплаченный, многим средствам массовой информации, таким серьезным средствам". Знать бы еще, где эти серьезные средства выдают, но это я так, в сторону. Такая театральная ремарка.

Теперь, конечно, ждем немой сцены. Ждем жандарма, приехавшего по именному повелению из Петербурга, который потребует все эти кувшинные рыла сей же час к себе. И не исключено, что дождемся: во всяком случае, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уже высказалась за "порку" загулявших чиновников, а ведь она из Питера – еще одно современное и очень грозное слово. Вообще русская комедия нередко кончается поркой злодеев, однако зритель все равно покидает зал вдоволь отсмеявшись, но в слезах. Потому что всех жалко, даже мерзавцев. Сила искусства, что тут еще сказать.

Илья Мильштейн, 12.04.2012


новость Новости по теме