За скверы православные
Авантюрная инициатива руководства РПЦ по строительству в Москве сразу 600 храмов (200 из них в качестве "первого этапа") предсказуемо обернулась ростом социальной напряженности. Уже более года в нескольких десятках точек по всей Москве идут с переменным успехом "бои местного значения". Префектуры по распоряжению мэрии пытаются протащить через общественные слушания по месту жительства решения о строительстве "храмов шаговой доступности". Большая часть из них должна быть построена на месте скверов, спортивных и детских площадок, мест выгула собак. Иногда это удается – когда объявления бывают незаметны, а общественность подменяют бабки, согнанные с соседних приходов. Но во многих случаях местные жители и местные депутаты спохватываются - и тогда начинается перетягивание каната. На стороне жителей выступают представители оппозиционных партий и общественных организаций - на подмогу духовенству подтягиваются различные православные группировки, из которых наиболее известной является команда провокаторов под руководством Кирилла Фролова и Дмитрия Цорионова.
29 января этого года было даже организовано "Движение в поддержку строительства 200 православных храмов в городе Москве". Во главе его поставили людей внешне солидных – экс-правозащитника и журналиста Александра Щипкова (давно уже выбывшего из числа гражданских активистов и выслужившего в качестве помощника председателя СФ Сергея Миронова чин государственного советника третьего класса) и молодого предпринимателя Филиппа Грилля (чья семейная архитектурно-строительная фирма якобы не имеет никакого отношения к "программе-200"). Задача движения – переброска людей (в основном из группы Фролова-Цорионова) и ресурсов между конфликтными точками для продавливания строительства церквей. При этом сам Грилль, ведущий весьма откровенный дневник в ЖЖ, прямо заявлял, что общественные слушания надо отменить и что храмы важнее поликлиник.
Проблемы "программы-200", впрочем, не только в сопротивлении местных жителей и в очевидной нехватке средств на ее реализацию. Трудность еще и в острой нехватка "кадров". В Москве сейчас около 350 реально действующих храмов. Увеличение их числа почти в два раза требует соответствующего количества священников. Откуда их взять, непонятно: конкурс в семинарии ежегодно сокращается, часть из них перед угрозой закрытия. Остается импортировать духовенство откуда-нибудь из Молдовы - и, конечно, на хлебные места в Москве устремляются авантюристы.
6 апреля впервые в истории "программы-200" конфликт православных активистов с местными жителями закончился задержанием православных ОМОНом. Это произошло в самой горячей на данный момент точке противостояния – в сквере на Молодежной улице в районе Ленинского проспекта, где живет много академической и университетской интеллигенции. Причем вместе с православными активистами (как видно на видеосъемках, это молодые люди спортивного вида, ранее не присутствовавшие на подобных акциях и вряд ли являющиеся жителями данного района) в омоновский автобус забрали священника Димитрия Ненарокова, который проводил молебен. Более того, 8 апреля представители Московской епархии впервые официально заявили, что готовы согласиться с итогами общественных слушаний, и даже "слили" священника, сообщив, что он у них не работает.
Все это заставило православных активистов объявить в социальных сетях и на своих сайтах, что наступили времена, когда на православие в стране начались "гонения" со стороны "болотной оппозиции, сросшейся с отдельными представителями государственных органов".
Впрочем, более внимательное изучение личности задержанного для объяснений священника объясняет необычную активность полиции. Дмитрий (церковное имя – Димитрий) Валентинович Ненароков, 1967 г.р., не закончивший МАРХИ, не имеющий никакого официального духовного образования, является заштатным клириком Московской областной епархии, перебравшимся в нее несколько лет назад из Ярославской области. Последний приход в Королеве, на котором он прослужил два года, он оставил по собственному желанию в июле 2010 года. Прав на организацию общины на территории чужой епархии он не имел никаких. Впрочем, обычно церковные власти к таким "бродячим попам", стремящимся открыть собственный приход, относятся снисходительно: если инициатива будет удачная, то его спокойно могут принять в клир епархии.
Сомнения вызывают другие аспекты его биографии, а именно связи священника с радикальными националистами. Дело в том, что Дмитрий Валентинович является профессиональным инструктором по рукопашному и ножевому бою, причем в его самых спорных разновидностях – "русской" и "казачьей". Эти виды спорта крайне популярны у различных групп радикальных русских националистов и неонацистов. Военно-спортивные клубы, в которых этому учат, фактически являются центрами националистических группировок. "Ножевой бой", которому там обучают детей и подростков, – это умение нападать на человека с ножом. Даже в армии (кроме десанта и спецназа) таких курсов обучения солдат не существует. А в нынешних российских условиях это умение применяется только в одном случае – когда подростки с ножами стаей накидываются на таджикского дворника или человека, которого посчитали евреем.
Типичным примером служит дело военно-патриотического клуба "Спас". Там тоже учили "казачьему" стилю борьбы и ножевому бою. Организаторы клуба (среди которых был прапорщик ФСБ) и часть актива регулярно ходили в церковь, исповедовались и причащались. А в 2008 году четверо руководителей и активистов клуба были приговорены к пожизненному заключению за организацию взрывов на Черкизовском рынке и серию убийств "неславян". Семнадцатилетнего армянского юношу они зарезали прямым ударом в сердце на платформе станции метро "Пушкинская". Вместе с ними за решетку отправились четверо их воспитанников, которые также совершили насильственные преступления.
Священник Димитрий Ненароков во время службы в Королеве возглавлял военно-патриотический клуб под названием "Сокол", который занимался реабилитацией наркоманов и сатанистов путем прививания им навыков русского стиля борьбы и ножевого боя. На фотографиях, доступных в интернете, члены клуба позируют в характерной черной одежде с нашивками. Она явно копирует форму боевиков самой известной неонацистской организации 1990-х – Русского национального единства (РНЕ). Это неудивительно если учесть, что клуб входил в союз военно-патриотических обществ "Стяг", в руководстве которого как минимум двое членов организации "Народный собор". Эта организация основана одним из бывших руководителей РНЕ – Олегом Кассиным и в последние годы занимается, в частности, выбиванием для Московской патриархии московской недвижимости и земельных участков.
Ненароков связан с Кассиным и по духовной линии. Покровителем заштатного клирика является игумен Иоанн (Ермаков), настоятель московского храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, действующего в статусе "патриаршего подворья". "Стяг", который на своем сайте предлагает обучение взрывному делу, партизанской тактике и бою в городских условиях под руководством ветеранов войны в Афганистане и Сербии, имеет в этом храме штаб-квартиру. Сам о. Иоанн многократно отметился с Кассиным в совместных акциях – например, с инициативой учредить "оперативный штаб" по защите предмета "Основы православной культуры".
Причины оставления Ненароковым прихода в Королеве мне неизвестны, но его новое появление на публичной сцене было эффектным. 3 марта он под черным флагом с черепом и костями совершал публичную панихиду на митинге московских казаков в защиту собрата, осужденного на девять лет за убийство с применением огнестрельного оружия. После митинга часть казаков под руководством провокаторов Фролова и Цорионова отправились срывать спектакль о деле Pussy Riot в Сахаровском центре. Там дело тоже закончилось вызовом ОМОНа. И хотя организаторы спектакля думали, что ОМОН защищал казаков, не исключено, что кураторы радикальных националистов из центра "Э" имели иное мнение о потенциальных возможностях своих подопечных. Равно как и могли предсказать эффект от столкновения призванных Ненароковым на молебен на Молодежной улице "спортсменов" с интеллигентными дамами, протестующими против строительства у себя под окнами.
Впрочем, дело происходит в Москве - и тут самые отъявленные радикалы вынуждены учитывать обстановку и не всегда готовы "щелкать клювом". Мне стало интересно, чем все-таки занимался заштатный священник последние два года, после того как он уволился с прихода и (судя по отсутствию другой информации) покинул пост преподавателя кафедры физкультуры Московского пограничного института, который он совмещал с духовным служением. Поиск в интернете на "Дмитрий Валентинович Ненароков, 1967 г.р." выдает нам только одного человека, полностью соответствующего запросу, который оказывается сотрудником ЗАО "Европейское экологическое общество". ЗАО (известное интернету также как "агентство недвижимости") с офисом на Новом Арбате решает экологические проблемы своеобразно – судится по поводу участка в Одинцовском районе Московской области (территория Новой Москвы), намеревалось в 2005 году вложить 50 миллионов долларов в реконструкцию квартала на Чистых прудах, а также занимается реконструкцией исторических зданий. Тут возникает вопрос: знал ли об этом диакон Андрей Кураев, выступивший в своем блоге со странно подробной картой будущего строительства на данном участке и с идеей построить храм на крыше вырытой на этом участке подземной автостоянки
Таким образом, в упорном желании московского духовенства откусить у города и общественности кусок сквера на Молодежной улице можно как в капле воды увидать то, что церковь способна предложить современному обществу в рамках ничем не обоснованной "программы-200". Центр переподготовки наркоманов в неонацистских боевиков? Или мутный коммерческий проект? Или и то и другое вместе?
И вся ли проблема тут в отдельном священнике, которого церковные власти готовы без колебания сдать? Что если строительством храма займется какой-нибудь кумир либеральной интеллигенции типа диакона Андрея Кураева (это его "малая родина") или Александра Борисова, который тоже отметился в этом конфликте ксенофобским заявлением?
Против москвичей, против каждой группы, протестующей против строительства в любимом сквере или парке у себя под окнами очередного "храма шаговой доступности", работает хорошо организованная машина, объединяющая коррумпированных строительных бизнесменов, церковных чиновников, старых черносотенцев и радикально настроенных молодых фанатиков. Каждый конкретный "хороший священник" вне зависимости от его благочестивых намерений в их руках лишь пешка, которую в любой момент можно заменить или удалить, поставив на его место очередного Димитрия Ненарокова. Другое дело недвижимость или земельный участок. Выбитый у города один раз, он останется в чьих-то руках навсегда. И эти руки симпатий не вызывают.
Статьи по теме
Слышен звон скандальный
События прошлого года - в первую очередь скандальные истории (с "нехорошей квартирой" и "исчезнувшими часами") вокруг патриарха, дело Pussy Riot, кампания в СМИ по поводу пьяных священников на дорогих автомобилях и массовое сопротивление москвичей мегаломанской программе строительства храмов - наглядно продемонстрировали РПЦ ее реальный статус и влияние.
Погром небесный
Агрессивный гомофоб Цорионов (Энтео) находится в сфере церковного влияния. Он является чтецом в храме Александра Невского при МГИМО. Настоятелем храма является специализирующийся на борьбе с абортами и популяризации многодетных семей протоиерей Игорь Фомин, который состоит духовником православного гламурного молодежного журнала "Фома"
Клирическое наступление
Клерикалы жалуются на то, что церковь подвергается целенаправленной травле со стороны враждебных ей сил. Ну и России, разумеется, враждебных. Право отождествлять себя с Россией РПЦ давно присвоила себе явочным порядком. Но на самом деле именно РПЦ ведет наступательную войну за установление своего доминирования в обществе.
Смотрите, чей приход
У нового правительства Москвы во главе с Сергеем Собяниным есть чем заняться в сфере строительства религиозных зданий. Но захочет ли оно это сделать или продолжит тупиковую и корыстную политику предшественников?
Грядущие храмы
Сначала главный храмостроитель Владимир Ресин, а потом патриарх выступили с заявлениями, обосновывающими массовое храмостроительство в Москве численностью ее православного населения. А затем почему-то вместо православных москвичей призвали на свою защиту "Ангелов ада", владельцев "Хаммеров" и свезенных аж из 17 областей православных священников с чадами и домочадцами.