статья Пожизненный сенатор

Иосиф Гальперин, 11.10.2011
Иосиф Гальперин

Иосиф Гальперин

Закрытый суд приговорил бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева к пожизненному заключению, признав его виновным в руководстве "кингисеппским" преступным сообществом, организации нескольких убийств, теракта и некоторых других серьезных преступлений. Правозащитники, в частности, Людмила Алексеева, поддержали его обращение в Верховный суд с апелляцией, направив письмо президенту. Думаю, в любом случае суд обязан вернуться к рассмотрению дела, поскольку собственных мотивов для совершения вмененных преступлений у бывшего бизнесмена и законодателя прошедший суд не выявил. У кого же были эти мотивы?

Игорем Изместьевым я по-журналистски интересуюсь уже десять лет, еще с тех пор как он был любимчиком и исполнителем важных поручений тогдашнего президента Башкортостана Муртазы Рахимова и его сына Урала, с которым Изместьев находился в давнем близком контакте. Будущий долларовый мультимиллионер сделал состояние на личном "кранике" от нефтехимической трубы, исполняя задания ее полновесных хозяев-Рахимовых по оптимизации прибылей. Он участвовал, например, в становлении так называемой "байконурской" схемы выплаты налогов нефтепереработчиками и продавцами продукции через офшор. Тогда, как выявила Счетная палата, госказна понесла убытки на многие миллиарды рублей. А вот кто лично эти миллиарды в конечном итоге приобрел, палата не установила...

Вот еще один повод вернуться к рассмотрению дела. Изместьева обвиняют в поджоге типографии в соседнем с Башкирией Златоусте, где печатались материалы оппонентов Рахимова. Но в те же дни предвыборной кампании 2003 года была громкая история с другой типографией, которой управляла администрация башкирского президента. В ней нашли 200 000 поддельных бюллетеней, которые должны были обеспечить "хану" трон на очередной срок (а правил Рахимов почти 20 лет). Выяснили, кто отдавал распоряжение на печатание подделок. Им, как ни странно, оказался тогдашний глава рахимовской администрации Радий Хабиров. Лично, как рассказал директор типографии. Может, Изместьев и об этом хочет поведать суду? Сейчас Радий Хабиров — большой чин уже в администрации Медведева и недавно прославился, выполнив спецзадание Суркова по изгнанию Прохорова из "Правого дела". А под крыло к Суркову Хабиров попал, поссорившись, как и все бывшие любимчики, с Рахимовым.

С самого начала было ясно, что по крайней мере опалы Изместьеву не избежать. Капризные и жестокие, "хан" и его наследник сначала вознесли аккуратного молодого специалиста до уровня образовавшейся элиты, потом втянули его в разборки между собой, потом сделали "крайним" в разборках с Кремлем.

И вот здесь история выходит на уровень, представляющий общероссийский политический интерес. Потому что вся страна слышала о случае, который, судя по приговору, касался деятельности Изместьева, а последствия этого дела обернулись, возможно, изменением государственной системы. Речь об отставном капитане Пуманэ, входившем в "кингиссепскую" группировку, о чудовищной мине, сооруженной этим флотским специалистом из "жигуленка", о том, для кого она предназначалась и почему пойманного боевика забили насмерть в милицейском участке.

Дело в том, что среди преступлений, организацией которых, по мнению суда, занимался Изместьев, есть покушения на предпринимателя Юрия Бушева и его жену Галину Перепелкину. По версии следствия, ведшего дело Пуманэ, "жигуленок" снаряжался для расправы конфликтовавшего с башкирским начальством Бушева. Мне уже дважды доводилось писать, что целью снаряда Пуманэ мог быть не скромный нефтетрейдер, а тогдашний президент Путин.

Версия (не моя, а "компетентных товарищей") следующая: поскольку близко от первого "жигуленка"-мины был найден его близнец на Кутузовском проспекте, можно предполагать, что готовился одновременный подрыв двух зарядов в ста метрах один от другого. В таком случае возникал эффект вакуумного взрыва, который сносил все живое и неживое между бомбами, в том числе любой бронированный кортеж, которых на Кутузовском навалом, простите. Как раз в это время, когда поймали, а затем, не оформив показания, убили Пуманэ, Рахимовы должны были, рассчитываясь с Путиным за поддержку фальсификации выборов, передать в "надежные руки" акции башкирских предприятий. Чего делать очень не хотелось... Да и странно предполагать, что для покушения на среднего предпринимателя необходим шумный теракт в центре Москвы!

Как бы то ни было, через несколько дней после несостоявшегося взрыва и поимки Пуманэ (о чем с ним говорили его убийцы?) Путин отменил всякие выборы региональных начальников, выбрав поводом почему-то бесланскую трагедию. Муртазе Рахимову дали время на выполнение прежних договоренностей, обставив их новыми условиями, его фонд получил за акции предприятий, являющимися монополистами во многих отраслях нефтехимии, два миллиарда долларов. Потом его сняли с президентского поста, Урал Рахимов на всякий случай в основном живет за границей, а показания Изместьева на Рахимовых появились только тогда, когда экс-сенатору стало ясно, что никто его из тюрьмы выручать не собирается. И показания эти никак не отражены в приговоре.

Эту версию до сих пор никто не опроверг. Хотя бы для ее проверки необходим новый, открытый суд. Но здесь возникает еще один аспект, важный для всего общества. Суд закрыли, добавив Изместьеву обвинение в терроризме, хотя в инкриминируемом подрыве джипа с охранниками Урала Рахимова он никак не был заинтересован. Подрыв этот использовался в 2003 году для шантажа соперника Рахимовых на президентских выборах в Башкирии, помог заставить того уйти с уже выигранного поля. Так вот, по этой статье суд закрывают от общественного контроля, значит, даже если он и будет рассматривать историю Пуманэ, мы рискуем ничего не узнать. И новая сделка криминального порядка пройдет, будучи заверена судом, скрытно, а ведь она не только характеризует практику нашей властной элиты, делает нелегитимными решения, коснувшиеся всех.

Может быть, стоит бороться за отмену таких законодательных уверток? Кстати, любого политика можно попытаться привязать к какому-нибудь теракту - и осудить закрытым судом на пожизненное заключение. Экс-сенатор уже осужден - могут быть и экс-президенты. И не только главы республик в составе РФ.

Иосиф Гальперин, 11.10.2011


новость Новости по теме