Экс-сенатора Изместьева в закрытом режиме будут судить присяжные
Процесс по делу бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева и двенадцати его сообщников, обвиняемых в заказных убийствах, даче взяток и терроризме, пройдет с участием присяжных. Как сообщает "Коммерсант", соответствующее решение на предварительных слушаниях принял Мосгорсуд. Издание отмечает, что судебное решение является нестандартным – в декабре прошлого года в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены поправки, согласно которым дела о терроризме не могут рассматриваться присяжными и вердикт по ним должны выносить тройки профессиональных судей. Судья Мосгорсуда Елена Гученкова мотивировала свое решение тем, что обвинение в терроризме не было выделено в отдельное производство, а в данном деле оно не основное.
При этом судья объявила, что процесс пройдет в закрытом режиме, поскольку дело поступило в Мосгорсуд с грифом "совершенно секретно".
Одновременно суд отклонил все ходатайства защиты подсудимых. В основном они сводились к просьбам вернуть дело в прокуратуру для устранения недостатков и передачи его для рассмотрения в Верховный суд, который давал санкцию на привлечение Изместьева к уголовной ответственности.
При этом было отклонено и ходатайство потерпевшего по делу главы российского филиала ирландской компании "Фейлайн Лтд" Юрия Бушева. Он потребовал привлечь к суду не экс-сенатора, а "настоящих виновников" инкриминируемых Изместьеву преступлений. Таковыми потерпевший считает главу Башкирии Муртазу Рахимова и его сына Урала Рахимова.
Помимо терроризма, Изместьеву и проходящим с ним по делу членам кингисеппской группировки вменяют организацию в 1994-2004 годах убийств московского нотариуса Галины Перепелкиной, директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, главного бухгалтера "Башнефтехимторга" Валерия Сперанского, сотрудника фирмы "Ронекс" Олега Булатова и председателя правления фирмы "ВМС-Октан" Василия Хитаришвили. Кроме того, им инкриминируется организация трех неудачных покушений, в том числе и на сына президента Башкирии, гендиректора ОАО "АНК "Башнефть" Урала Рахимова.
Справка
В каких уголовных делах фигурирует Игорь Изместьев
Изместьева подозревают в организации убийства летом 2001 года в Москве нотариуса Галины Перепелкиной – супруги его бывшего делового партнера Юрия Бушева. Как считает защитник Владимир Семенцов, этот эпизод появился в деле не случайно: в момент убийства нотариуса Изместьев еще не был сенатором (он стал им лишь пять месяцев спустя), следовательно, прокуратуре не надо просить у Верховного суда разрешения на привлечение его к уголовной ответственности.
Кроме того, его подозревают в уклонении от налогообложения дочерних структур фирмы "Корус-холдинг", которую он возглавлял до того, как стал членом Совета федерации, через внутренние офшоры на Байконуре. По мнению следователей, преступление совершалось по той же схеме, по которой "ЮКОС" оптимизировал налогообложение через офшоры ЗАТО "Лесной".
Кроме того, в июне 2006 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело о попытке трех знакомых сенатора Изместьева – бывшего замначальника следственного управления ГУВД Москвы Александра Папахина, отставного генерал-лейтенанта налоговой полиции Александра Баканова и майора ФСБ Дмитрия Кривенко (все трое арестованы) – передать 100 тысяч долларов оперуполномоченному ФСБ Ольге Нужденовой за предоставление плана следствия по делу "Корус-холдинга".
В настоящее время в Мосгорсуде слушается уголовное дело кингисеппской группировки киллеров, в которую входил офицер-подводник Александр Пуманэ. Один из подсудимых по этому делу, Александр Иванов, дал показания о том, что этой группировкой якобы были исполнены два убийства в интересах Игоря Изместьева.
"Коммерсант"
Дословно
Анна Усачева
Если бы следствие выделило эпизод о терроризме в отдельное производство и направило бы в суд отдельное уголовное дело, тогда оно, безусловно, рассматривалось бы тройкой профессиональных судей.
"Коммерсант", 25.06.2009
Сергей Антонов
Конечно же, мы рассматриваем решение о слушании дела с участием присяжных как успех. И считаем его абсолютно законным и обоснованным. Нашим подзащитным вменяется около 20 обвинений, среди которых "Терроризм" составляет слишком незначительную часть. Да и в этом преступлении обвиняют лишь четырех из 13 подсудимых. А деятельность так называемой преступной группы, которая фигурирует в деле, не была связана с терроризмом, обвинение в котором защита вообще считает надуманным.
"Коммерсант", 25.06.2009