Некто Юшенков
Мысленно озирая воображаемый список ушедших, я невольно делю их на тех, кого проводил и забыл, на других, оставшихся в памяти, и на третьих, кого просто очень ощутимо не хватает сегодня. Сергей Юшенков - 27 июня ему исполнилось бы 60 - был из тех, кого не хватает. Мы познакомились в девяностом году, если не ошибаюсь, на дне рождения Галины Старовойтовой, и дружили до самого конца. Звоня мне по телефону, он представлялся шутливо: "Здравствуйте, это говорит некто Юшенков". Мы часто общались, как говорится, домами. Участники общения пили водку или вино, Сергей - только сок или воду. Что при первом знакомстве вызывало недоуменный вопрос: не зашитый ли? Офицер, полковник, вообще не пьющий и не пивший, а еще и некурящий и не пользующийся ненормативным словарем, - я таких за четыре года своей службы в армии не встречал ни разу. Впрочем, не встречал и ни до, ни после. Потому что других таких, как он, просто не было.
Все в нем меня удивляло. Помимо прочего, несоответствие мировоззрения, характера и карьеры. Когда мы познакомились, он был вполне осознавшим себя противником советской власти. Но до того учился в военно-политическом училище и военно-политической академии, был членом КПСС, политработником, в молодом возрасте дослужился до предгенеральского звания. Это был совершенно незнакомый для меня и непонятный путь, проделанный человеком без сомнения честным, открытым и принципиальным. Потом я кое-что понял.
Простой парень из тверской деревни, самородок, он очень хорошо учился, усваивал все предметы "на отлично" и усвояемое сначала воспринимал как аксиому. А потом, не сразу, огляделся вокруг себя и увидел, что практика марксизма-ленинизма очень отличается от теории. Вот он, по натуре правдолюбец, и стал антисоветчиком. Хорошо, что его политическое взросление совпало с крушением советского режима, а то быть бы ему диссидентом и не миновать лагерных нар. Ему повезло вырасти в нужное время, и он стал политиком, одной из самых ярких фигур того периода нашей жизни, когда казалось, что страна навсегда расстается со своим советским прошлым и скоро станет местом обитания нормального, демократического человеческого общества. Когда Сергея Юшенкова убили (а до него его друга Владимира Головлева, а перед тем Галину Старовойтову - я перечисляю имена людей, отстрел которых велся, похоже, по одному плану), стало ясно, что время иллюзий прошло. В Думе, превратившейся в подобие Верховного Совета РСФСР (а отчасти в сборную ветеранов спорта и эстрады), не осталось ни одного честного и неподкупного голоса.
Нам, как предупреждал поэт, не все дано предугадать, но я надеюсь, что сказанное и сделанное Юшенковым и некоторыми (по пальцам сосчитать!) все-таки не пропало и как-нибудь в будущем отзовется. А может быть, отзывается и сейчас (дело-то нельзя сказать, что живет, но все-таки полностью не заглохло).
Правда, очень его не хватает. Яркий был человек. Человек чести и совести. Образованный, умный и остроумный. Талантливый сатирик. Писал очень смешные тексты от имени Егора Шугаева, желавшего ввести наследственное депутатство. Он был нравственно чистая личность, какие в политике встречаются крайне редко. Депутатством своим как удобной позицией для извлечения личных выгод не пользовался. Жил скромно. У него была замечательная семья: Валя, верная офицерская жена и гостеприимная хозяйка, обожаемая всеми друзьями Сергея, сын Алеша, теперь известный журналист и фотограф, дочь Лена. Дети выросли, обзавелись семьями так же рано, как папа, нарожали Вале внуков. Пусть им всем будет хорошо!
Статьи по теме
Счастливейший из смертных
...Иногда казалось даже, что эта вторая жизнь депутата-литератора Юшенкова для него важнее первой. От которой ему было мало радости, хотя надежда в его душе не убывала до последнего дня.
Сорок дней без Юшенкова
Прошло сорок дней после гибели от рук убийцы Сергея Юшенкова, депутата Государственной думы, одного из основателей и лидеров партии "Либеральная Россия". О Сергее Николаевиче как политике и человеке, о политическом значении его убийства и перспективах расследования этого преступления говорят люди, хорошо его знавшие и близкие ему по убеждениям.
Время пугаться
Убийство Сергея Юшенкова произошло на смене мировых эпох, пока не очень заметной в России. Для нас же оно показывает, что ничего не меняется. Отношения внутри элиты построены на провокациях, сговорах и селекции посредством киллеров. Общественное мнение, не говоря уже о правоохранительных органах, бессильно. Вся надежда на то, что разумная часть элиты испугается раньше, чем встретится со своим селекционером. А то они там, наверху, убеждены, что на них пуля не отлита, как некогда полагали, что до них воронок не доедет.