статья Толика свободы

Константин Мерзликин, 11.12.2009
Константин Мерзликин. Кадр Граней-ТВ

Константин Мерзликин. Кадр Граней-ТВ

Раз речь зашла о модернизации, Чубайс не мог остаться в стороне. Вот кто готов "предельно жестко и эффективно" двинуть страну в модернизационное завтра. На этот раз заготовлена креативная идея вполне в духе времени – модернизацию можно купить за рубежом, например в Великобритании, за 310 млрд руб. народных денег, перечисленных из бюджета в капитал наногоскорпорации.

Все гениальное просто. Единственное, что нужно по мнению модернизатора, - снять налоговые, таможенные, иммиграционные барьеры, усовершенствовать техническое регулирование, внести различные поправки в кодексы и т.п. Одним словом, необходимо решить управленческую задачу. Она решаема только железной волей эффективных менеджеров типа Чубайса и Ко, ярко проявивших себя в ходе реализации важнейших рыночных реформ (либерализация цен, отмена монополии внешней торговли, приватизация, электроэнергетика). Все остальное – болтовня.

К этой болтовне, по мнению модернизатора, относятся также и досужие разговоры о политических послаблениях. Чубайс уверен: отсутствие работающих институтов демократического общества не является препятствием для модернизации. Проблема не в общественных институтах, а в воле руководства страны назначить ответственных и наделить их необходимыми полномочиями для решения технологической задачи.

Логика железная, если исходить из того, что модернизация (ускорение НТП, развитие инноваций, удвоение ВВП) - сверхзадача, истинная цель, достижение которой обеспечит процветание страны и ее граждан.

Однако существует иное понимание модернизации. Модернизация – это эмансипация граждан от государства, превращение "подданных" в самостоятельно (индивидуально и коллективно) действующих в общественном и экономическом поле людей. Свобода – истинная цель, достижение которой возможно через самостоятельный акт (совокупность актов) свободы, а не по команде сверху (в общественной жизни "свобода сверху" – нонсенс). Цель совпадает со средством. Свободным становится тот, кто сам себя освобождает, тот, кто хочет себя освободить.

Чубайс не хочет.

Константин Мерзликин, 11.12.2009