Хвост виляет русалкой
Главный редактор "Ведомостей" Елизавета Осетинская обвинила компанию Олега Дерипаски "Русал" и обслуживающее ее бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" в информационном терроре против делового издания. Вернее, даже не против издания в целом, а против его сотрудников. Газете грозят судебным преследованием, а журналистов, занимающихся неприятной для бизнесмена темой его убытков, обрабатывают с помощью звонков на мобильные телефоны, писем и прочего привычного инструментария юридических контор, которые решили не просто защитить особо ценного клиента, но и выведать источники информации о том, сколько на самом деле потерял бывший главный богач России.
Заявление Осетинской выглядит сенсацией разве что для непосвященных. Российским журналистам не привыкать отступать перед нахрапом хозяев жизни. Причем, как правило, эти хозяева действуют куда более точно и жестко, чем адвокаты Дерипаски. Они пользуются своими связями во власти и правоохранительных органах, они договариваются с главными редакторами, а еще лучше – с издателями, а еще лучше – с теми, от кого зависит издательский бизнес. И обычно добиваются своего.
Именно поэтому россияне мало осведомлены о реальном состоянии дел в экономике, о последствиях глобального кризиса, о своих собственных перспективах и перспективах страны, в которой они живут. Именно поэтому у каждого российского издания – даже самого независимого и самого делового – существует незримая граница реальности, которую никому не дано пересекать. Там, за этой границей, за берлинской стеной правды – настоящая политическая и предпринимательская жизнь, настоящие войны кланов, настоящая борьба лидеров огромной страны. Но написать о том, что происходит на самом деле, задать острый вопрос, не согласованный с пресс-службами и администрациями – значит лишить себя каких бы то ни было профессиональных перспектив.
И при этом власть, что твоя Мария Терезия, каждый день и каждую ночь незаметно передвигает столбики дозволенного подальше от себя, любимой – ну и, разумеется, от бизнесменов, "на получке" у которых находится самое некоррумпированное в мире чиновничество. Возмущение Осетинской – естественная реакция человека, ставшего свидетелем наглого переноса такой информационной границы на слишком уж большое расстояние от правды и журналистской этики. А реакция Дерипаски – свидетельство того, что у него действительно есть проблемы.
Адвокаты "докризисного" Дерипаски никогда не стали бы унижать себя звонками каким-то там журналистам. С коллегами – а скорее всего, не с ними самими, а с издателями "Ведомостей" - разговаривали бы совсем другие люди. И вопрос об источниках информации задавали бы не по мобильному телефону, а на встречах с людьми, облеченными соответствующими полномочиями. Так что то, что теперь главный редактор "Ведомостей" имеет возможность ответить юристам олигарха и защититься от их атак обыкновенной гласностью, – это уже достижение новых, кризисных времен.
Но достижение это останется заурядным эпизодом, если не будет поддержано журналистским сообществом в целом. Если люди, пришедшие в профессию не только для зарабатывания и обслуживания, наберутся элементарной даже не смелости, а профессиональной честности и будут последовательно обнародовать все случаи давления на СМИ со стороны власти и аффилированных с ней олигархов.
Только такое коллективное сопротивление насилию может отрезвить тех, кто вместо информации предлагает населению веселые картинки даже во времена сгущающейся безысходности. Но, по правде говоря, в такое коллективное сопротивление я не верю. Как и в годы перестройки, для новой журналистики просто будут нужны новые журналисты.
Статьи по теме
Выбор Ясен
Можно было бы назвать Ясена Засурского и Евгения Примакова представителями одного поколения, сделавшими великолепную карьеру и сохранившими собственную значимость во все времена и при всех властях. При этом Засурский и Примаков самим себе не изменили. Так в чем же различие? Различие в атмосфере.
Зарыть канал
Телеканал РЕН ТВ, входящий в Национальную Медиа Группу Юрия Ковальчука, ожидают революционные перемены. Информационными выпусками телеканала займется государственная Russia Today. Чем обернется перестройка последнего оазиса свободы на телевидении? Говорят Марианна Максимовская, Ксения Туркова, Олег Панфилов, Виктор Шендерович, Людмила Телень, Игорь Яковенко.
Правила правдописания
Подрабинек ставит после слова "герой" запятую, что подразумевает примерно следующее: здесь-то он, конечно, герой, а вот здесь уже как-то не очень, а вот тут - так просто надо звать милиционера и выписывать протокол, если не тащить героя в суд и зачитывать ему его права. Вот этого-то и не хотят принять те, кто ставит после героя восклицательный знак.