Без католичностей
Сегодня Владимир Путин встречается в Ватикане с папой Франциском. Франциск Ассизский, имя которого принял, всходя на Святой Престол, кардинал Хорхе Бергольо, считается "любимым католическим святым" Путина – он не раз на него ссылался в том смысле, что, мол, нужно каждому возделывать свой сад, - правда, при этом перепутав св. Франциска с вольтеровским Кандидом.
Последний раз Владимир Путин приезжал в Ватикан в марте 2007 года. Он встречался тогда с папой Бенедиктом XVI. После этого дважды, в декабре 2009-го и в феврале 2011-го, визиты Бенедикту наносил Дмитрий Медведев. Всякий раз стороны подчеркивали, что это межгосударственные контакты, но ответных визитов понтифика не было никогда. Над отношениями России и Святого Престола незримо витает тень Русской православной церкви, которая противится визиту папы. Путин не раз заявлял, что он и рад бы пригласить папу, но вынужден считаться с позицией РПЦ. "Если папа приедет в Москву и в не встретится с патриархом, будет скандал", - заявил он еще в 2000 году в интервью Paris-Match.
Тем не менее Московская патриархия тоже готовилась к саммиту. Спустя четыре дня после неофициальных сообщений о нем в Москве архиепископ Миланский кардинал Анджело Скола встречался с патриархом Кириллом, а в Ватикане в тот же день, 12 ноября, папа Франциск принял председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Илариона.
Именно от владыки Илариона исходила информация о возможной в ближайшем будущем встрече папы Франциска и патриарха Кирилла "на нейтральной территории". Однако заместитель Илариона архимандрит Филарет эти сообщения опроверг.
Кардинал Скола назвал центральной темой своей беседы с патриархом положение христианских общин Ближнего Востока. Нет сомнения, что гражданский конфликт в Сирии будет обсуждаться и в беседе понтифика с президентом России: обе стороны активно участвуют в его урегулировании и заинтересованы в таком диалоге. Но пресс-служба Московской патриархии сделала иные акценты: по мнению главы РПЦ, защищать христиан нужно не только на Ближнем Востоке, но и в Европе – от "безбожной цивилизации", которая развращает людей "под лозунгами толерантности и мультикультурализма". В изображении патриарха в Европе наступило чуть ли не царство сатаны:
...изгоняются христианские символы, запрещают употреблять слово "Рождество", невозможно людям с крестом на шее прийти на работу якобы потому, что это обижает людей неверующих и других религий.
Это излюбленная тема предстоятеля. Вместе с ним ее активно муссируют и светские чиновники. Так, например, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков написал недавно в своем твиттере: "Европейская "толерантность" постепенно превращается в диктатуру в области нравов. Антихристианская революция захлестывает Европу. И не им нас учить".
О кризисе идентичности, связанном с отказом от христианских ценностей, говорил в своей валдайской речи Путин:
Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в бога или веру в сатану... Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их как то по другому, стыдливо пряча саму суть этого праздника – нравственную основу этих праздников.
Как видим, совпадение с высказываниями патриарха практически текстуальное, будто и то и другое написано в одной канцелярии.
Вполне очевидно, что Москва претендует на особую глобальную миссию - хранительницы нравственных устоев, очага возрождения мирового христианства. Об этом патриарх Кирилл говорил недавно так:
Мы знаем: духовные и ценностные ресурсы, которые вручены нашему народу, нашей стране, и всей семье народов России, не раз определяли путь человечества на решающих исторических перекрестках, в осевые моменты времени. Так было прежде, так должно быть и в будущем.
Однако если Путин на первом месте в рейтинге "самых могущественных", а папа Франциск – на четвертом, то патриарха Кирилла там вовсе нет.
Вот почему в этой своей претензии РПЦ опирается на мощь государства, служит не столько Богу, сколько кесарю. Если Кирилл не желал встречаться с Бенедиктом XVI, то с папой Франциском ему не о чем говорить и подавно. Лучезарный, демократичный, исполненный юмора и иронии Франциск наговорил уже много такого, что прямо противоречит угрюмой позиции Кирилла. Патриарх учит смирению и послушанию властям предержащим, а папа – что "христиане должны быть революционерами", патриарх жалуется, что его атакуют антиклерикалы, а папа – что при встрече с клерикалом он сам становится антиклерикалом.
При таких различиях во взглядах на самую суть христианства не диво, что разоблачение злонамеренных козней Ватикана остается важнейшей задачей "воцерковленных" публицистов-патриотов. Один из таких неутомимых разоблачителей – доцент МГИМО Ольга Четверикова, интервью с которой под заголовком "Ватикан размывает христианские ценности" недавно опубликовала интернет-газета "Взгляд".
Умело манипулируя вырванными из контекста фактами, Четверикова выстраивает конспирологическую теорию, согласно которой "миссия Бергольо – под видом реформы фактически упразднить как таковое христианство", подобно Горбачеву, который упразднил партию. Действует он при этом по указке "англосаксов", контролирующих международные институты. Что же наступит после упразднения христианства?
А потом англосаксы будут списаны – и придет фигура, которая будет всех объединять и примирять.
Какая такая фигура? А вот какая:
Человек, которого хотят привести к власти и которого в нашей традиции мы называем антихристом, будет управлять определенными методами, но его главная миссия будет состоять в магическом управлении, то есть речь идет о религиозной вере, где на место Творца поставлено другое существо.
Царица небесная! Чувствуется знакомство Четвериковой с "Краткой повестью об антихристе" Владимира Соловьева, но в еще большей мере – претензия на роль нового инока Филофея с его концепцией Третьего Рима. Сами понимаете: при таком бешеном натиске сил зла "меры оборонительные нас уже не спасут", поэтому "сейчас нужно уже переходить к решительным мерам вроде восстановления уголовной ответственности за гомосексуализм и другие формы извращений".
Кто бы сомневался, что апокалипсис от г-жи Четвериковой кончится именно этим. Остается надеяться, что воспитанные ею российские дипломаты не допустят воцарения антихриста. Облекшись во вретище и подпоясавшись вервием, они отправятся на переговоры с нехристями и одолеют их, осененные хоругвью единственно верного учения.
Блоги
Статьи по теме
У нас не будет мамы Roma
Если бы Святой Престол стал бороться с тоталитаризмом, с автократией, с теократией, это было бы замечательно. Нужно не поддерживать бедность милостыней, а создавать рабочие места. Если упоминание о бедности – это принцип, то дело плохо. А если ханжество – то еще хуже. Я видела Италию, Элладу, Испанию. И что же, вместо этого туризма я должна была деньги бедным отдать? Черта с два!
Открытие из Америки
На папский престол избран "кандидат третьего мира" – итальянец по крови, но латиноамериканец по месту рождения, воспитания и служения, отнюдь не либерал, но и не узколобый доктринер. Он занимал ряд постов в римской курии, но "своим" для нее все-таки не стал. Один наблюдатель высказался даже так: "Чем он лучше, тем хуже ему придется во рву львином".