статья Ф-пиар

Владимир Абаринов, 03.11.2011
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

В наши дни разведка и контрразведка - лучшие в мире пиар-агентства. В угрюмые времена холодной войны что ждало провалившегося советского шпиона на родине? В лучшем случае должность преподавателя в Краснознаменном институте и долгие годы забвения. Редко кого Лубянка на склоне лет подымала на щит и делала публичным героем невидимого фронта. С американцами бывало и похуже: Гэри Пауэрс, пилот знаменитого U-2, по возвращении из советской тюрьмы был вынужден долго отмываться от обвинений в дезертирстве и разглашении военной тайны.

То ли дело теперь! Бывшие шпионы мгновенно становятся свадебными генералами, которых не стыдно пригласить на корпоратив, делают политическую или деловую карьеру. Публика, как встарь, любит шпионские байки. Такой товар не залеживается. Это вам не средство для мытья раковин.

Что самое интересное в шпионских историях? Не предмет шпионажа, а антураж. Ну какая в самом деле разница, какие именно секреты добывала Мата Хари и добывала ли она их вообще? Важно то, что она куртизанка, артистка, обольстительница. Органы это понимают. И предъявляют товар с самой выгодной стороны. Ну а пресса заглатывает наживку.

Из Анны Чапман звезду сделал вовсе не кремлевский агитпроп, а американская пресса. Глупо было не воспользоваться. Путин, как Ланцелот, вырвал нежную деву из когтей свирепого дракона. И дева превратилась в диву. Она, правда, не сможет конвертировать свою историю в звонкую монету: по условиям сделки с американским правосудием все доходы от коммерческого использования этого сюжета будут конфискованы и поступят в федеральный бюджет США. Но про козни мировой закулисы против Пушкина писать можно - дело нехитрое, для этого, как оказалось, достаточно уметь делать копипейст.

Остальных ее подельников ни на подиуме, ни в телевизоре что-то не видно. Что делать, таковы законы жанра.

Сегодня мы уже знаем в мелких деталях, как принималось американской стороной решение об обмене. Случай, как справедливо отмечалось, беспрецедентный. Аналогичные сделки времен холодной войны были обменами военнопленными. А теперь у нас перезагрузка. Стоит ли принародно хватать за руку гостя, ворующего серебряные ложки из буфета? Не лучше ли отвести его в сторонку и решить вопрос по-тихому, не вгоняя в краску ни его, ни себя? Но в том-то и штука, что в Вашингтоне не было уверенности, что Москва хотя бы слегка покраснеет, а не закатит истерику. Поэтому идея обмена возникла еще до арестов.

Уговорить самих арестованных оказалось труднее, чем Москву. Провалившиеся агенты, вросшие в американскую почву, желали знать, что с ними произойдет на родине, иметь гарантии обеспеченного будущего, поскольку вся их собственность в США подлежала конфискации. Волновала их и судьба несовершеннолетних детей. Именно по этой причине Россия признала их своими гражданами и направила на встречу с каждым сотрудника консульства. Сложнее всего было с Вики Пелаес, не имеющей российского гражданства. Ей были обещаны бесплатная квартира и 2000 долларов ежемесячной "стипендии". Теперь она колумнист газеты Moscow News. Ее и Михаила Васенкова дети остались в США и недавно получили по решению суда конфискованные ранее личные вещи родителей.

Самое занятное, что увядающую славу шпионской этуали Анюты Чапман вдруг решило освежить ФБР. Оно опубликовало досье видеоклипов, фотографий и документов (документы, впрочем, мы уже видели) про Аню и ее соратников.

Если бы нам не объяснили, что это шпионы, мы бы ни за что не догадались! При этом бюро ссылается на Закон о свободе информации, но почему-то не уточняет, какое именно СМИ направило запрос.

Сотрудников бюро можно понять. Похожий на раскрытую книгу многоквартирный дом, в котором жили Патриша Миллз и Майкл Зотолли, они же Наталья Переверзева и Михаил Куцик, хорошо виден с балкона моей бывшей квартиры в Арлингтоне. Мы ходили за продуктами в один и тот же супермаркет, играли в теннис на одних и тех же кортах, а вскоре их старший сын пошел бы в ту же начальную школу, в какую ходила моя дочь. Соседи арестованных шпионов ахали, изумлялись - мол, совсем были не похожи на шпионов, и вот надо же! - но воспринимали свое соседство с ними скорее как любопытный курьез, чем как источник опасности. Это, конечно, нормальная, здоровая реакция, не имеющая ничего общего с мрачной шпиономанией холодной войны. Вдобавок журналисты начали смеяться: мол, повязали каких-то дилетантов, ничего толком не нашпионивших.

Так не годится. А как же лавры контрразведчиков? В пояснениях к коллекции клипов говорится: хотя они так и не добрались до настоящих секретов, "они с самого начала имели серьезные намерения". Безымянный контрразведчик добавляет: "Российское правительство затратило значительные средства и многие годы на подготовку и внедрение этих агентов. Никакое правительство не будет делать это, не рассчитывая на то, что инвестиции окупятся". А в конце заметки назидание: угроза шпионажа остается крайне реальной и не сводится только к России.

Это уж будьте благонадежны. Набивая цену себе, приходится volens nolens демонизировать врага.

Владимир Абаринов, 03.11.2011


в блоге Блоги

новость Новости по теме