в блоге Чувства и мера

Vip Елена Санникова (в блоге Свободное место) 01.05.2017

35

В начале апреля я приезжала в Екатеринбург, чтобы выступить свидетелем защиты на процессе Руслана Соколовского. В конце апреля женщина-прокурор потребовала отправить Соколовского за колючую проволоку на три с половиной года.

Завершающим аккордом прозвучала эта новость в череде событий минувшей недели, среди которых - избиение спецназом политзаключенного Ивана Непомнящих вместе с другими заключенными колонии № 1 Ярославля, запредельно жестокий приговор крымскому татарину Руслану Зейтуллаеву, нападения на гражданских активистов (в результате одного из них ослепла активистка "Яблока" Наталья Федорова), развитие "дела 26 марта". И вот - запрос неадекватно большого срока Руслану Соколовскому...

Сам факт, что на молодого человека завели уголовное дело только за слова, произнесенные в видеороликах в интернете, уже смотрелся немыслимой дикостью. Тем более - взятие под стражу, пребывание в СИЗО, домашний арест… За что? За оскорбление чувств верующих? Но что такое чувства верующих? У одних верующих могут быть одни чувства, у других - совсем другие. Меня, например, как верующую оскорбляет сам факт ареста человека якобы за оскорбление моих чувств. Равно как и претензия государства защищать мои чувства, в чем они, чувства мои, совершенно не нуждаются.

Когда я увидела в интернете выступления свидетелей обвинения на процессе Соколовского, само собой возникло желание выступить свидетелем защиты. Пришлось просмотреть несколько роликов Руслана Соколовского, вменяемых ему в вину (в жизни своей не столкнулась бы с ними, если бы не этот процесс). Никаких эмоций, кроме чувства сострадания, у меня не возникло. Резкие и нервозные высказывания, вирус нигилизма, невоздержанность в полемике - от всего этого повеяло каким-то неблагополучием, возможно, какой-то травмой. Это впечатление полностью совпало с тем, что я узнавала о судьбе Руслана Соколовского в коридорах убогого, тускло освещенного здания Кировского районного суда Екатеринбурга, пока ждала своей очереди выступить в процессе.

89271
Руслан в суде. Фото Глеба Эделева

Руслан родился и вырос в Шадринске Курганской области. В младших классах школы пережил раннюю смерть отца. Затем - пожар, сгорело единственное жилье семьи Руслана. Городские власти дали вдове с двумя детьми компенсацию - 10 тысяч рублей. Поставили в очередь на получение муниципального жилья, которое не получено и по сей день, невзирая на то что немолодая женщина - ветеран труда. Позже внезапной смертью умер старший брат Руслана. Жизнь на съемных квартирах, вечная нужда, тяжелая болезнь мамы, слишком рано возникшая необходимость зарабатывать себе и маме на жизнь - вот то, что пришлось пережить Руслану Соколовскому в отрочестве.

Но не об этом пришла свидетельствовать на суде Елена Борисовна, мама Руслана Соколовского. Ее допрос был после моего, поэтому я могла уже находиться в зале суда и слышала ее показания полностью. Елена Борисовна свидетельствовала прежде всего о человеческих качествах сына, о том, каким спокойным, добрым и отзывчивым был он в семье, как хорошо учился, как много читал, побеждал в школьных олимпиадах, занимался историческим фехтованием, принимал участие в городских праздниках… После школы Руслан подал документы в четыре вуза, в трех из них был принят на бюджетное обучение, выбрал учебное заведение в Кургане, где учился на психолога. Только из вопросов адвоката выяснились тяжелые обстоятельства семьи. У Елены Борисовны онкологическое заболевание, она перенесла тяжелую операцию, имела пожизненную инвалидность, которую теперь почему-то сняли. Руслан перевелся учиться в Екатеринбург, но острая нужда и необходимость много работать заставили временно приостановить учебу. Елена Борисовна платит за съемное жилье 6 тысяч рублей, а пенсия у нее - 8 тысяч. Лечение, лекарства, элементарное жизнеобеспечение - все оплачивал сын. В случае его ареста она останется без средств к существованию.

"Он фактически мой опекун... Я всегда Русланом гордилась, горжусь и сейчас, он умный, незаурядный, ему учиться нужно, и меня поразило, что Руслан на скамье подсудимых. Я так тяжело это переживала, я заболела..."

89268

Елена Борисовна попала в больницу после того, как Руслана поместили в следственный изолятор минувшей осенью. У нее началась тяжелая депрессия, она до сих пор проходит курс лечения. Общаться с сыном ей запрещают. Следует напомнить, что в СИЗО Соколовского поместили после того, как его посетила любимая девушка в день рождения. Таким образом, по мнению следствия, был нарушен режим домашнего ареста. Вновь под домашний арест его вернули только в феврале.

Мы устали уже поминать Кафку, наблюдая процессы, подобные этому. Что видели свидетели обвинения? Ничего, кроме роликов Соколовского. Зачем они их просмотрели? Чтобы оскорбиться и рассказать о своих оскорбленных чувствах суду? Где факт, где событие преступления? А что видели свидетели защиты? Получается не процесс, а какой-то дискуссионный клуб, в результате которого кому-то и почему-то должен быть вынесен приговор. Когда я первый раз вошла в здание Кировского районного суда, первыми, кого я увидела, были священнослужители, пришедшие поддержать Соколовского. Они были полной противоположностью тем верующим, которые выступали двумя неделями раньше свидетелями обвинения. От тех веяло какой-то депрессивной мрачностью. Эти же улыбались, светились добротой, и было просто отрадно познакомиться с этими действительно верующими людьми с открытой христианской позицией.

89270
Фото Глеба Эделева

Так какое же право на существование имеет закон, учитывающий чувства одних верующих и полностью игнорирующий позицию и чувства других? Как вообще он определяет, верующий человек или нет? По какому праву в Уголовный кодекс введены юридически не определенные понятия? Четкой юридической трактовки понятия "чувства верующих" не существует, как не очерчено юридически и понятие "экстремизм". Введение в Уголовный кодекс таких расплывчатых формул - это подспорье для политических репрессий, не имеющее ни малейшего отношения к правосудию.

Прокурор Калинина, женщина с остановившимся лицом, за все заседание ни разу не улыбнувшаяся, задавала верующим людям, в том числе священнослужителям, явно провокационные вопросы. Озвучивая вырванные из контекста резкие антирелигиозные высказывания из роликов Руслана Соколовского, она спрашивала, допустимо ли такое говорить. Меня удивляла ситуация: а сама она зачем это говорит? Юный атеист произносил шокирующие фразы для усиления экспрессии, выражая свои атеистические взгляды и ориентируясь на аудиторию единомышленников. Прокурор произносила это в официальном учреждении в разговоре с верующими людьми с очевидной целью смутить, спровоцировать на высказывание против подсудимого. Допустимо ли такое поведение прокурора?

89269
Прокурор Калинина - слева

Я не знаю, верующий ли человек прокурор Калинина. Но она слышала показания мамы Руслана Соколовского и не может не понимать, что запрашивает смертный приговор для тяжелобольной женщины. Она выслушала свидетелей защиты, в том числе священнослужителей, семинаристов, христиан разных конфессий, ученых, а также мэра Екатеринбурга Ройзмана. Все они доходчиво объяснили, что деяния Соколовского не могут и не должны быть уголовно наказуемы. Однако же бестрепетно запросила нереально большой лагерный срок молодому человеку, прекрасно зная при этом, что условия во многих колониях Свердловской области пыточные. Не опасны ли для моральных и нравственных устоев общества подобные прокуроры?

Судья Шопоняк не показалась мне каменной, в ее интонациях не было жестокости, подчас в них пробивалось что-то живое, человеческое. Я знаю из публикаций, что оправдательных приговоров у этой судьи с немалым уже стажем не было. Но ведь она тоже слышала показания мамы Руслана и показания свидетелей защиты. Она ведь видела эти несчастные ролики, в которых отражено глубокое и глухое неблагополучие российской провинции, в которых ощущается беспросветность. Но в которых нет и в помине никаких призывов к насилию.

Может быть, я наивна. Может, недостаточно осознаю ужас происходящего. Но все-таки я надеюсь, что судье Екатерине Шопоняк хватит сердца и ума не назначать Руслану Соколовскому срок, связанный с лишением свободы.


Материалы по теме

Комментарии
User leokadij_2, 01.05.2017 15:59 (#)

Какой ужас!

, 01.05.2017 17:18 (#)
3025

Ох уж эти "другие" верующие, "светящиеся добротой", от "сострадания" которых подсудимый должен испытать унижение (я бы точно испытала) намного большее, чем от оголтелой прокурорши и тех, первых злобных верующих с "оскорбленными чуйствами".. Потому что нет ничего хуже ханжества.

Вроде и разумная, и хорошая реплика "доброй" верующей Санниковой. И правильно помянула кафкианский "Процесс" , отметив непробиваемую злобность прокурорши и неподсудность деяния. И правильно заметила что "получается не процесс, а какой-то дискуссионный клуб, в результате которого кому-то и почему-то должен быть вынесен приговор".

Ну, так какого же лешего надо было кинуть свой ком грязи в подсудимого? Зачем дополнительно унижать и без того без всякого на то повода униженного человека? Зачем делиться с накаленной аудиторией своими совершенными неуместными в сложившейся ситуации "впечатлениями" от роликов парня: "резкие и нервозные высказывания"…, "вирус нигилизма", "невоздержанность в полемике"…"повеяло каким-то неблагополучием, возможно, какой-то травмой". Кто тебя за язык-то тянет, добрейшая? Да еще свои наветы называешь "состраданием". До чего же любите, верующие вы наши, кичиться своим специфическим дешевым состраданием: мол человечек неважнецкий, поражен каким-то вирусом, говорит глупости, да еще и резкий и невоздержанный, но я, о-о-о-о… склонитесь пред моим благочестием, потому что я - святая женщина, всё ему прощаю , потому как христианка, притом истинная, а не какая-то там …

Нет, даже лучшие из вас – ханжи несусветные, озабоченные исключительно собой. Нет в вас ни настоящей доброты, ни великодушия, ни понимания чужих страданий. А ваше заступничество должно вызвать у невинно гонимого пренеприятное чувство, когда к побоям добавили еще помоев. Да и здесь на сайте, полно таких: мол, парень говно, но судить его по уголовной статье Я (умный, красивый, благородный) не стал бы. Ну, спасибочки за такую поддержку!

User kotmatagot4, 01.05.2017 18:11 (#)

Вот и я говорю - хоть парень и говно, но судить его по уголовной статье я не стал бы.

User leokadij_2, 01.05.2017 18:22 (#)

Парень - чистый кристалл!
Удивительно, что он кристаллизовался в России. Воспитание семьи?

, 01.05.2017 21:21 (#)
3025

Вот и я говорю: на сайте "гуманистов" вашего типа, из разряда "а глаза такие добрые-добрые" - воз и маленькая тележка.

twitter.com y_drozd [twitter.com], 02.05.2017 20:33 (#)
26293

Кажется, говно тут - некий котик.

, 02.05.2017 20:45 (#)
3025

:-)))
Так и есть.

User sloneg, 01.05.2017 19:17 (#)

наезд не в тему. как раз санникова (в отличии от меня и от вас) пытается облегчить его участь. но, в тоже время она чувствует необходимость выразить свое отношение и содержимому в роликах. оно ей ( как и мне, кстати) не нравиттся. про самого руслана она ничего плохого не сеазала

User boris_k, 01.05.2017 22:54 (#)
3734

Напрасно вы так. Санникова действительно добрый человек, каких мало. Не надо ей приписывать того, чего нет, только потому, что она верит не в того бога, в которого вы.

, 02.05.2017 02:05 (#)
3025

Неужели и вы не поняли о чем я? Неужели не ясно, что в тот момент , когда бандиты и церковники издеваются над безвинной, беззащитной, униженной, связанной по рукам и ногам жертвой, НЕ ВРЕМЯ И НЕ МЕСТО подливать масла в огонь, делясь тут своими СУБЪЕКТИВНЫМИ ВКУСОВЫМИ оценками его творчества, даже если оно не отвечает вашим идеалам. Это не конференция , не диспут, не тусовка свободных людей, не "дискусстонный клуб", как выразилась сама же "добрая" женщина, а абсолютно беззаконная дикая расправа современной инквизиции над "отступником", имеющим по всем законам полное право в своем блоге высказывать мнение по любым интересующим его вопросам. Был бы он свободен , были бы равноправны его хулители и, напротив, единомышленники - высказывайся вдоволь . Но не сейчас. А сейчас - придержи язык, благоверная, прояви хоть чуть-чуть такта и настоящей доброты. Не лезь со своей поварешкой в душу несчастному затравленному парню , боюсь, он и так уже сломлен костедробильной машиной, так не добивай его еще и дополнительным унижением своего ханжеского сострадания, от которого несет уксусной эссенцией....

, 02.05.2017 17:24 (#)
22109

Полностью поддерживаю. Как всегда верно и лаконично.

User daruma1957, 02.05.2017 18:00 (#)

Совершенно с вами согласна. Эти "защитники" хуже обвинителей. Слушала речь Ройзмана в "защиту" Соколовского. Он несколько раз назвал парня глупцом. Какое он имеет право высказываться в таком тоне? Какое право имеет светский суд судить атеиста за высказывания против церкви? Мракобесы, нелюди ломают парню жизнь, убивают (буквально) его мать. Мордор.

, 02.05.2017 18:17 (#)
3025

Меня от Ройзмана тоже затрясло. Лишний раз убедилась, что персонаж этот и странноват, и глуповат, а до интеллекта парня ему вообще как до Луны. У Руслана такое страдающее растерянное выражение лица, меня от боли просто всю переворачивает. А все эти верующие... даже самые человечные... до чего же все противные... не могут не проповедовать, не вербовать, не лезть ко всем со своим боженькой, черт бы их побрал... Больше всего я боюсь, что сломают парня в том смысле, что он там в пыточном узилище, от отчаяния, начнет молиться , креститься, уверует...брр...

User leokadij_2, 02.05.2017 18:30 (#)

Не уверует.
Если и перекрестится - только чтобы отъе*ались от него и отпустили.

, 02.05.2017 18:44 (#)
3025

Очень на это надеюсь.

User daruma1957, 03.05.2017 08:18 (#)

На рожах у этих "верующих" написано - пришел наш час, мы судим, мы приговариваем, распни его! Инквизиция!

, 03.05.2017 11:27 (#)
3025

А у "светящихся добротой": да вот еще, на дурака крест тратить, незачем распинать, плетей дураку, чтоб сесть не мог, и пусть до конца дней прославляет нашу доброту и святость.

User natala, 02.05.2017 16:59 (#)
3006

"Зачем делиться с накаленной аудиторией своими совершенными неуместными в сложившейся ситуации "впечатлениями" от роликов парня"

Юля, как раз Е. Санникова ничего отрицательного о ролике не написала: "Никаких эмоций, кроме чувства сострадания, у меня не возникло. Резкие и нервозные высказывания, вирус нигилизма, невоздержанность в полемике - от всего этого повеяло каким-то неблагополучием, возможно, какой-то травмой". Т.е. у Санниковой после просмотра ролика возникло чувство сострадания. Где тут грязь и унижение? Но ведь Санникова ещё написала главное:
"Но что такое чувства верующих? У одних верующих могут быть одни чувства, у других - совсем другие. Меня, например, как верующую оскорбляет сам факт ареста человека якобы за оскорбление моих чувств. Равно как и претензия государства защищать мои чувства, в чем они, чувства мои, совершенно не нуждаются....Так какое же право на существование имеет закон, учитывающий чувства одних верующих и полностью игнорирующий позицию и чувства других? Как вообще он определяет, верующий человек или нет? По какому праву в Уголовный кодекс введены юридически не определенные понятия? Четкой юридической трактовки понятия "чувства верующих" не существует, как не очерчено юридически и понятие "экстремизм". Введение в Уголовный кодекс таких расплывчатых формул - это подспорье для политических репрессий, не имеющее ни малейшего отношения к правосудию."

, 02.05.2017 17:48 (#)
3025

Я уже и не знаю, как объяснить вам то, что уже один раз объяснила и потом еще раз. Попробуйте поставить себя на место другого существа. Вам кажется, что "ничего отрицательного" нет в высказываниях доброго божьего одуванчика и никакого дополнительного унижения затравленная жертва испытать не должна, а я - будь я на месте этого парня - услышала бы и испытала, и то, и другое. Для неправедно судимого важно чувствовать себя Человеком , а не просто беззащитной жертвой, ему, чтобы не сломаться, необходимо не растерять самоуважение, и потому от защитников необходима не просто жалость которую добрые люди испытывают даже к раздавленной лягушке(что само по себе унизительно), но и Уважение как к Личности, которой этот парень несомненно является. А когда о ваших высказываниях, которые вы считаете умными и дельными (а они именно таковы) какая-то верующая старушенция отзывается как о жалком нервозном лепете, не вызывающем ничего кроме сострадания (читай, брезгливой жалости), а вы со скамьи подсудимых, не только не имеете возможности возразить и вообще послать подальше, но еще и должны быть ей благодарны за то, что она хотя бы в тюрьму вас не хочет заточить... ну, если это не унижение, то уж и не знаю, что по-вашему считается унижением.
Все было бы хорошо в реплике Санниковой, и вы могли бы еще несколько неплохих цитат из неё привести , если бы в бочку меда она не добавила ложку дёгтя. Вы вкуса дёгтя не почувствовали, а меня от него затошнило.

User natala, 02.05.2017 17:02 (#)
3006

Вот это её позиция. Да, она не пришла в восторг от ролика, но не считает своё впечатление истиной в последней инстанции и уж совсем не нуждается в защите своих чувств.
Скажу лично от себя - я не любитель игры в покемон, но не считаю, что за эту игру надо кого-то наказывать, даже если кто-то ловил покемонов в церкви. Ведь повторяется история с панк-молитвой Пусси-Райот в ХХС.
А насчёт "накалённой аудитории" - кто накаляется? Те же самые кто накалился от панк-молитвы Пусси-Райот в ХХС.

21790

Я с трудом верю глазам вообще-то. Я наблюдаю, как благородные консерваторы готовы смешать с грязью тех, кто поддерживает этого парня. Не из доброты, дескать, они его поддерживают. Не знаю. По-моему, его следует поддерживать из любви к справедливости, чувства долга, ну и веры настоящей, которую оскорбить невозможно, да. А что?

User nanoscience, 02.05.2017 00:19 (#)
3460

А прекраснодушные либералы? Да нет, вы не правы. Все тут, в один голос, говорят, что мальчик невиновен. Ну, пошалил. Правда, моя жена сказала, что он уже совершеннолетний и должен отвечать. Я так не думаю. По-моему, всЕ (не всё, а всЕ) здесь о чувстве справедливости. Рассказ же автора этого блога разжалобил меня. И я думаю, что адвокат найдет способ указать на все эти обстоятельства, которые суд ОБЯЗАН учитывать. Я узнал много нового. Что Руслан учится на психолога. А как же теперь? Ведь обучение в моем вчерашнем монологе было главным условием взросления Руслана. Теперь его закатают, да? Я против!

21790

Да за что отвечать-то, он ничего не сделал. Что все как с ума посходили. К присутствующим не относится.

User natala, 02.05.2017 16:36 (#)
3006

"Так какое же право на существование имеет закон, учитывающий чувства одних верующих и полностью игнорирующий позицию и чувства других? Как вообще он определяет, верующий человек или нет? По какому праву в Уголовный кодекс введены юридически не определенные понятия? Четкой юридической трактовки понятия "чувства верующих" не существует, как не очерчено юридически и понятие "экстремизм". Введение в Уголовный кодекс таких расплывчатых формул - это подспорье для политических репрессий, не имеющее ни малейшего отношения к правосудию."

Как права Елена Санникова. Закон об оскорблении каких-то чувств (неважно каких) используется исключительно для политических репрессий и не имеет ни малейшего отношения к правосудию.

User daruma1957, 03.05.2017 08:29 (#)

...из-за того, что ты не раскаился в своих преступлениях, Бог может отправить тебя в тюрьму. (орфография автора)
______________________________________
Это пишет Руслану на Эхе Евгения Чудновец. Осужденная за перепост в интернете и, видимо, раскаявшаяся. Бог ее, оказывается, в тюрьму отправил.

, 03.05.2017 12:09 (#)
3025

Перековка. Эта безграмотная дурочка "перековалась" , стала страстной поклонницей и подельницей бога-путина, теперь принимает посильное участие в обработке новой жертвы. И не сознает, что как раз сейчас принимает участие в преступлении.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: