в блоге Сирийские беженцы в России

Vip Елена Буртина (в блоге Свободное место) 03.09.2013

9088

Елена Буртина, Евгения Смирнова

Кажется, все, кто читает газеты, смотрит телевизор или заглядывает в интернет, знают: в Сирии идет гражданская война. С начала конфликта поступает информация о грубых нарушениях прав человека воюющими сторонами: бессудные казни, пытки, произвольные аресты, использование тяжелого и запрещенного оружия против мирного населения. ООН сообщает уже о 100 000 погибших и 1 700 000 беженцев.

Однако немногие знают о том, что сирийские беженцы есть и у нас, в России. Конечно, по сравнению с соседними для Сирии странами — Турцией и Ливаном, - на которые обрушился основной поток сирийских беженцев, их немного: вероятно, всего несколько тысяч. В основном это люди, которые имеют с Россией культурные, социальные и экономические связи: те кто у нас учился, работал, состоит в браке с гражданином России. Многие сирийцы приехали к нам еще до войны, и теперь не могут вернуться, то есть стали, как говорят специалисты по миграционному праву, «беженцами на месте». Есть и те, кто, спасаясь от войны, приезжает в Россию первый раз - в большинстве случаев потому, что только в российском посольстве смогли получить визы.

Еще в феврале 2012 года, учитывая масштабы и характер вооруженного конфликта в Сирии, Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев призвало правительства стран мира ввести мораторий на принудительное возвращение выходцев из Сирии в эту страну. Но наше правительство долго игнорировало этот призыв: сирийцев с просроченными визами депортировали на родину, а тем из них, кто обращался за убежищем, миграционная служба отказывала, ссылаясь на информацию МИД России о том, что «сирийские власти в настоящее время контролируют ситуацию в стране и предоставляют необходимую защиту своему населению».

Но в начале года в позиции российских властей по отношению к беженцам из Сирии что-то стало меняться. Официальная информация МИД по Сирии, которая используется в ФМС, стала более реалистичной, сирийцам — понемногу - начали предоставлять временное убежище на территории РФ. Но радоваться за сирийских беженцев пока рано: некоторые территориальные миграционные службы по инерции продолжают отказывать им во временном убежище. В решениях об отказе приводится информация ФМС России о том, что «с середины декабря 2012 года ситуация в Сирии начала стремительно ухудшаться. Повстанческие отряды ежедневно вступают в столкновения с правительственными силами, причем ожесточенные бои идут на территории всей страны. Связь с внешним миром прервалась». Но на характер решения эта информация никак не влияет. Правда, в случае обжалования в ФМС России такие решения отменяются.

Что же касается статуса беженца, то его пока не получил ни один сириец, хотя некоторые граждане этой страны вполне могут претендовать на этот статус, так как покинули родину не только из-за военных действий, но и из-за преследований за политические убеждения со стороны правительства или вооруженной оппозиции. Некоторые сирийцы сознательно ограничиваются подачей заявления о предоставлении временного убежища, так как опасаются рассказывать свою истинную историю из-за недоверия к сотрудникам миграционных служб и переводчикам и убежденностью в отсутствии конфиденциальности. Сирийцы, пострадавшие от преследований со стороны властей, часто не решаются сообщать об этом, представляются просто людьми, спасающимися от войны, так как из-за поддержки Россией правительства Асада боятся преследований со стороны российских властей.

Кроме того, беженцы из Сирии, как из других стран, при обращении в органы ФМС сталкиваются с серьезными трудностями в доступе к процедуре предоставления убежища. Запись на очередь для назначения дня приема в территориальных миграционных органах часто растягивается на несколько месяцев. После приема в миграционной службе беженцы с детьми, без языка, без средств к существованию еще 2-3 месяца ждут направления в центр временного размещения.

Серьезным препятствием к получению убежища в России служит коррупция. Некоторые сотрудники миграционных служб не стесняясь говорят о том, что предоставление убежища в РФ - «услуга платная», и назначают цену: 60-70 тысяч рублей.

Наиболее многочисленную группу выходцев из Сирии, находящихся в России, составляют трудовые мигранты, ставшие с началом гражданской войны «беженцами на месте». Большинство из них работали или работают на небольших швейных фабриках, которых особенно много в Московской области. Эти фабрики часто существуют в тесном симбиозе с правоохранительными и миграционными органами. Владельцам фабрик, использующих дешевый труд мигрантов, невыгодно, чтобы рабочие обращались за временным убежищем и таким образом получили легальный статус, право работать без разрешения и, следовательно, обрели независимость от конкретного хозяина и могли претендовать на реальную оплату труда. Хозяева платили взятки полицейским и миграционным чиновникам из зарплат сирийцев - так что интересы сотрудников этих органов и владельцев фабрик часто совпадали.

Поэтому больше всего отказов в доступе к процедуре было в УФМС по Московской области, где придумывали различные причины, только чтобы не принимать заявления от сирийцев. Сначала требовали от беженцев квитанции об уплате штрафа за нарушение правил пребывания и без такой квитанции отказывали в приеме. Мы сообщили об этом в ФМС России и получили ответ, что такое требование является неправомерным и что ФМС России направила в УФМС по Московской области указание об устранении этих нарушений.

Но как только было устранено это нарушение, от лиц, ищущих убежище, стали поступать жалобы на то, что в УФМС России по Московской области от них требуют предоставить документ о регистрации и договор аренды жилья. Усложняя доступ к процедуре, сотрудники миграционной службы, запугивали беженцев задержанием и последующей депортацией.

В ходе идущих по всей стране облав на мигрантов симбиоз владельцев некоторых фабрик и правоохранительных органов был разрушен, но к улучшению положения сирийцев это не привело. Простые рабочие оказались выброшенными на улицу, часто без документов. Теперь они ночуют в парках и на остановках, из-за страха помещения в спецприемник и депортации не обращаются в миграционные органы и этим усугубляют свое положение.

В некоторых случаях хозяева фабрик, сотрудничая с миграционными органами, предлагали своим рабочим покупать временное убежище. В «Гражданское содействие» обратился гражданин Сирии, которому хозяин фабрики предложил оформить временное убежище в счет зарплаты (как и другим рабочим). Молодой человек через хозяина заплатил 20 тысяч рублей за справку, выдаваемую миграционной службой на период рассмотрения заявления об убежище. Еще 40 тысяч нужно было заплатить за удостоверение о предоставлении временного убежища, но найти такие деньги он не смог и так же через хозяина получил уведомление УФМС об отказе во временном убежище.

Среди тех, кому пришлось бежать в Россию из Сирии, есть и граждане России. В основном их вывозят из Сирии самолетами МЧС. У этих людей есть все основания для получения статуса вынужденного переселенца и помощи, предусмотренной законом «О вынужденных переселенцах». Случаи обращения россиян из Сирии за статусом вынужденного переселенца в Москве и Московской области нам не известны, но в Петербурге они есть. Однако, по сообщению наших петербургских коллег, в статусе вынужденного переселенца этим людям было отказано, жилье не предоставлено, и сейчас они живут при монастыре в Ленинградской области, куда их устроили правозащитники.

В последнее время в связи с идущими по всей стране облавами на мигрантов к нам поступает много сообщений о задержании сирийцев правоохранительными органами. Несмотря на официальную позицию ФМС России, территориальные органы ФМС выносят конвейерные решения об их выдворении. Таким образом, в практике работы органов ФМС с выходцами из Сирии наблюдается странное противоречие: с одной стороны, ФМС рекомендует своим территориальным органам предоставлять им убежище, с другой стороны, органы ФМС, контролирующие соблюдение иностранцами правил пребывания, направляют сирийцев с просроченными визами на депортацию, не задумываясь о том, что, возможно, отправляют их на смерть. Суды также продолжают рассматривать граждан Сирии, как обычных мигрантов, нарушивших режим пребывания на территории Российской Федерации, и выносят решения об их выдворении, причем жертвами этой кампании иногда становились даже те, у кого все документы были в порядке.

Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, при посещении печально известного лагеря для мигрантов в Гольянове обнаружила двух задержанных сирийцев с решением суда об административном выдворении, у одного из которых была действующая виза. Благодаря вмешательству УВКБ ООН, ФМС России и усилиям адвоката правозащитного центра «Мемориал» И. Бирюковой эти люди получили временное убежище, но до сих пор находятся в спецприемнике, куда были переведены из лагеря, так как постановление суда об их административном выдворении и помещении в спецприемник так и не отменено.

21 августа юристу ПЦ «Мемориал» Р. Магомедовой удалось добиться в Тульском областном суде отмены постановлений о выдворении пяти сирийцев, вынесенных Советским районным судом Тулы. Однако это произошло только благодаря тому, что, находясь в спецприемнике, эти люди по нашей рекомендации подали заявления о предоставлении убежища. А также благодаря вмешательству с начальника отдела по вопросам убежища ФМС России В.К. Ручейкова, который разъяснил тульским коллегам ситуацию в Сирии и причины, по которым высылать туда людей сейчас невозможно. Совершенно очевидно, что нам известна лишь небольшая часть случаев вынесения постановлений о выдворении сирийцев.

Задержания сирийцев, как и других мигрантов, часто сопровождается оскорблениями, избиениями и незаконным лишением свободы дольше положенного срока. Часто сирийцы ограничиваются лишь осторожным рассказом о таких случаях - из страха навлечь на себя неприятности - и не решаются жаловаться на сотрудников полиции.

Унизительное продолжительное «обивание порогов» в поисках убежища, опасения в любой момент быть задержанными и выдворенными в Сирию, открытая охота на мигрантов — все это все чаще толкает сирийцев на попытки незаконного пересечения границы Российской Федерации с Финляндией и другими европейскими странами с более развитой системой предоставления убежища.

Мы считаем, что правительству РФ необходимо принять экстренные меры по организации приема сирийских беженцев:

• в соответствии с призывом Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев ввести мораторий на все принудительные возвращения в Сирию,

• исключить все препятствия для доступа сирийских беженцев к процедуре получения убежища,

• обеспечить миграционные службы дополнительными материальными и человеческими (сотрудники, переводчики) ресурсами для приема сирийских беженцев,

• открыть для сирийских беженцев дополнительные центры временного размещения,

• сформулировать и довести до сведения всех сотрудников правоохранительных органов указание о необходимости информировать граждан Сирии, в том числе находящихся в РФ нелегально, о возможности обращения за убежищем и оказывать им в этом содействие,

• направить в Верховный суд РФ обращение с изложением позиции правительства России о ситуации в Сирии и с призывом воздерживаться от принудительного возвращения в эту страну до нормализации обстановки на ее территории.

Правительству России пора показать, что наша страна солидарна не только с правительством Сирии, но прежде всего с ее простыми гражданами, непосредственно испытывающими все беды и тяготы гражданской войны.


Материалы по теме
23.08.2013 в блоге Светлана Ганнушкина: Пятеро сирийцев в Туле получили свободу →

Комментарии
User nortrop14, 03.09.2013 14:48 (#)
3133

Даёшь каждому сирийскому беженцу российское гражданство и квартиру в Москве. Не менее 5 комнат чтоб...

21790

Простите, а Вы бы вообще никому не давали статус беженца?

User nortrop14, 04.09.2013 14:11 (#)
3133

Давайте всем дадим. Помимо Сирии есть Пакистан, Конго, Сомали Египет и другие страны, где местный божок запретил своим адептам пользоваться презервативами. Давайте заселим ими Россию: миллиардик-другой в неё вполне вместится. правда, сами мы при этом станем беженцами, но ведь можно пожертвовать собой во имя ваших высоких идей, верно?

У меня к вам только один вопрос.
У вас, Катерина, нет детей, или вы их не любите?

User natala, 04.09.2013 19:45 (#)
3006

"Давайте всем дадим." - не всем. Речь вообще идёт о временном прибежище до окончания военных действий в Сирии, а отнюдь не о гражданстве России, которое возможно стоит и не дороже сирийского. А может правительству России перестать поддерживать Асада и блокировать решения ООН по Сирии с целью скорейшего разрешения конфликта в Сирии и возможности сирийцам вернуться на Родину? Ведь самое интересное, что многие сирийцы уже годами работают в России (легально и нелагально) ещё до начала конфликта и никого их статус не волновал, никто не стремился их выслать. Почему сейчас вдруг "приспичило" до такой степени, что нельзя просто подождать, пока в Сирии ситуация хоть немного успокоится?

User nortrop14, 04.09.2013 22:44 (#)
3133

Нет ничего более постоянного, чем такое временное, дорогая Натала. Вы, похоже. не вполне понимаете, что происходит. В Сирии идёт война, воюют между собой группы рподоплеменных кланов, и конца этому не видно. Но даже если победит одна из сторон, то беженцами станет другая... В общем, сирийцы зависнут на нашей шее на годы и десятилетия. Это при том, что миллионы наших сограждан сейчас фактически нищие и нуждаются в немедленной помощи!
Между тем, есть арабские страны, просто купающиеся в деньгах. Так почему бы им не позаботиться о своих обездоленных братьях? В общем, я бы посадил на баржу и аккуратно посадил бы оную баржу на мель вблизи Саудовского берега: пусть аллахолюбивые разгребают сами то, что их Аллах напортачил!

User natala, 05.09.2013 18:06 (#)
3006

"В Сирии идёт война, воюют между собой группы рподоплеменных кланов, и конца этому не видно." - оно так, особенно пока Россия продолжает поставлять Асаду оружие. Но война может и закончиться как в Ливии. Ну если война заканчивается, тогда держать беженцев дальше конечно не надо.
Но ведь фокус в том, что многие сирийцы уже годами работают в России и никого это не волновало, наоборот многих они устраивали как дешёвая рабочая сила. С чего вдруг сейчас власть так встала на рога?
"Между тем, есть арабские страны, просто купающиеся в деньгах. Так почему бы им не позаботиться о своих обездоленных братьях?" - согласна. Но эти страны как и Россия, которая не сильно что-то делает, чтобы принять русских, например из Прибалтики, и спасти их от дискриминации местных "нацистов", зато периодически бьёт копытами, когда эти русские начинают бузить из-за отсутствия гражданства.

User nortrop14, 06.09.2013 02:31 (#)
3133

В Ливии тоже не надолго успокоилось...

User natala, 05.09.2013 17:58 (#)
3006

" Давайте заселим ими Россию: миллиардик-другой в неё вполне вместится." - ну Дальний Восток России медленно но верно заселяется китайцами (безо всяких статусов), которых намного больше, чем сирийцев. И никакие миграционные службы ничего с этим не делают. Так что хрен редьки не слаще.

User nortrop14, 05.09.2013 18:02 (#)
3133

Не совсем понял вашу логику. Эначит, если китайцы заселяют ДВ, то давайте напустим арабов в европейскую часть страны? Типа гулять так гулять?

User natala, 05.09.2013 18:17 (#)
3006

"если китайцы заселяют ДВ, то давайте напустим арабов в европейскую часть страны?" - нет конечно, я так не считаю. Но странно поведение властей в отношении немногочисленных сирийцев (пребывание которых в России кому-то выгодно), если при этом закрываются глаза на заселение Дальнего Востока многочисленными китайцами. Если территория России предназначена для жизни россиян (а Дальний Восток пока ещё российская территория), то как понять такое попустительство в отношении бесконтрольного заселения Дальнего Востока? Или Дальний Восток уже никого не волнует? Правда в таком случае и европейской части страны недолго осталось.

User nortrop14, 06.09.2013 02:30 (#)
3133

Очень просто понять. После 2008 года Россия окончательно выкинула себя из всех международных систем безопасности. А Китай сильнее. Боится его российская власть и сдаёт территорию кусок за куском.

User natala, 06.09.2013 10:56 (#)
3006

"Боится его российская власть и сдаёт территорию кусок за куском." - ну тогда все эти потуги в отношении малочисленных сирийцев выглядят просто смешными и нелепыми.

User nortrop14, 06.09.2013 17:11 (#)
3133

Это они сегодня малочисленные. А завтра моргнуть не успеете, как станут многочисленными...

User natala, 06.09.2013 17:45 (#)
3006

"А завтра моргнуть не успеете, как станут многочисленными..." - ну вряд ли многочисленнее китайцев.

21790

Не говорите так особо никому, пожалуйста - у меня 4. Я не могу с Вами спорить, потому что факты, на которые Вы ссылаетесь, имеют место, к сожалению. Уважаемая Наталия права, но и Вы тоже. Вот и очень плохо!

(комментарий удалён)
User nortrop14, 05.09.2013 02:18 (#)
3133

ООН тоже должна пересмотреть всю свою политику в отношении так называемых бедных стран. ведь главной причиной бедности и, как ва выразились, "мясорубок" является то, что население данных стран бесконтрольно размножается, удваивая свою численность каждые 20 лет иногда. А размножаются они потому, что ООН их кормит. А еды не хватает потому, что размножаются и т.д. А если еды не хватает, то начинают драться за последний кусок - вот вам и мясорубки и т.д. В общем, каждый чел, наплодивший 25 детей безо всяких видов прокормить их самому, должен знать, что обрекает их на голод и гибель. Может быть, тогда этот бесхвостый макак заинтересуется таким человеческим изобретением, как презерватив...

User rom, 05.09.2013 02:20 (#)
47562

Это другой вопрос, который не имеет никакого отношения к ФАКТУ нарушения Россией взятых на себя обязательств.

User nortrop14, 05.09.2013 02:24 (#)
3133

Не надо было брать на себя эти обязательства - тут я с вами согласен. Есть уважительная причина - Россия по прежнему бедная страна, где миллионы нраждан находятся на грани нищеты. Помогать в такой ситуации гражданам иностранным я считаю аморальным поступком.

Так что из ООН не исключат. А если и исключат, то не велика потеря, кстати.

(комментарий удалён)
User nortrop14, 05.09.2013 05:36 (#)
3133

ООН уже давно ничего не решает. Организация, созданная как исполнительный орган Ялтинских соглашений после распада СССР превратилась в дорогостоящий балаган, чья бюрократия пыжится, изображая из себя председателей Земного Шара...

User rom, 05.09.2013 08:23 (#)
47562

Да. Деятельность организации парализована блокировками всего и вся путинской России (вслепую). В такой ситуации западные страны действуют совершенно оправданно и правильно, игнорируя эту организацию. Россия похоронила ООН - и нечего теперь возмущаться, что другие страны перестали обращать на неё какое-либо внимание.

User nortrop14, 05.09.2013 17:19 (#)
3133

У вас на России свет клином сошёлся? Посмотрим чуть шире. И без России всё будет блокировать более сильный игрок - Китай. Но дело даже не в этом. Среди более 200 членов Генассамблеи более 100 представители диктаторов, хунт и прочих людоедов. К сожалению, большинство государств, сформированных из бывших колоний, ни государствами, ни нациями так и не стали. Вот это - главная проблема.

User nortrop14, 05.09.2013 03:13 (#)
3133

ЗЫ. Вопрос тот же самый, только применительно к конкретной стране - России.

facebook.com algaleev [facebook.com], 03.09.2013 21:42 (#)
5203

меняем сирийских беженцев на одного другана ассада иптпаш путина. Пусть живет там и узнает на своей шкуре газ.
альберт г

21260

Правительству России пора показать, что наша страна солидарна не только с правительством Сирии, но прежде всего с ее простыми гражданами, непосредственно испытывающими все беды и тяготы гражданской
войны.

странно... а о собственных гражданах позаботиться? для начала...

livejournal.com bariton1 [livejournal.com], 04.09.2013 23:09 (#)

."странно... а о собственных гражданах позаботиться? для начала.."- а где вы там таких видели,или слышали. Те, которые Граждане, сидят в надёжном месте .

21260

даже кремль - можно разобрать по кирпичику. и собрать заново. если потребуется...

livejournal.com bariton1 [livejournal.com], 05.09.2013 00:35 (#)

"даже кремль - можно разобрать по кирпичику. и собрать заново. если потребуется..- " Сан-Саныч, эти ягоды можно есть? - можно,- только отравишься.....

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: