в блоге Эффект уробороса (ответ Дмитрию Гутову)

Vip Александр Володарский (в блоге Свободное место) 26.03.2012

4543

На Openspace опубликован красивый и во многом верный текст Дмитрия Гутова, с которым я позволю себе не согласиться в основных пунктах. Автор разделяет агрессивное богоборчество и атеизм, точно так же, как православие как духовную доктрину и прикрываемую им ультраправую политику. Безусловно защищая свободу слова и самовыражения, Дмитрий Гутов рассматривает радикальные провокационные жесты как одну из причин усиления реакции.

Тезис о "двух атеизмах" и "двух православиях" неверен, как и любая дихотомия, основанная на чистом противопоставлении. "Богоборческий" и "созерцательный" атеизм, точно так же, как "духовное" и "черносотенное" православие, не только неразделимы - они, как и любые противоположности, постоянно дополняют и создают друг друга. Агрессивный черносотенец без прикрытия в виде искренних верующих, творящих добро, был бы не более чем буйным городским сумасшедшим. В то же время, искренние верующие неизбежно пользуются тем ресурсом и той церковной инфраструктурой, которые могли бы быть завоеваны лишь при участии мракобесов и фанатиков, не гнушавшихся никакими средствами. Атеист, полностью абстрагирующийся от сакрального, имеет право свободно мыслить, творить, исповедовать и высказывать свои взгляды во многом благодаря агрессивным и не всегда интеллектуальным богоборцам, которые в свое время всеми средствами изгоняли сакральное из общественной жизни.

Мысль о том, что, посягая на святыни, активисты лишь умножают реакцию, также подлежит критике. Любое радикальное действие (совсем не обязательно художественное), направленное против церковной или светской власти, влечет за собой репрессии и усиление видимой реакции. Желая изменить общество, мы неизбежно натолкнемся на противодействие сил, заинтересованных в сохранении нынешнего порядка вещей. Революция невозможна без контрреволюции. И граничащие с провокацией символические действия, будь то концерт Pussy Riot, химкинский перформанс в защиту русского леса или пиротехнические опыты инсурекционистов, позволяют узнать реальный баланс сил, измерить уровень социальной напряженности, перевести потенциальную энергию реакции в кинетическую. Они не призваны менять общество, а лишь позволяют проявиться его болезням.

Перформанс активистов Fuck for Forests, занявшихся сексом в норвежской церкви, хоть вызывает у меня симпатию как забавный акт хулиганства, лишен какой-либо политической ценности. Активисты отделались штрафом, их поступок не вызвал несообразных репрессий, а значит, и не пробудил чувства солидарности. В секулярном норвежском обществе провокация не являлась провокацией, а значит, не принесла ни позитивного, ни негативного результата: реакционеры не стали сильнее, но и революция не приблизилась.

Перформанс Pussy Riot также не породил никаких новых сущностей. Он просто поспособствовал тому, что многие язвы российского общества, такие как коррумпированное правосудие, отсутствие независимых СМИ, слияние церкви и государства, жестокость репрессивного аппарата, проявились наглядно. Такие акции призваны служить индикатором и катализатором происходящих процессов, при этом они не должны, да и не могут служить их главной движущей силой.

Если капнуть немного крови в воду, в которой живут пираньи, то вода сразу же вспенится: хищники попытаются сожрать все, что попадет им на зуб. Но сколько ни лей кровь в воду, в которой пираний нет, они там не заведутся.

Любое действие рождает противодействие, но и это противодействие в бесконечном кольце неизбежно рождает новое противодействие. Именно это мы сейчас видим на примере Pussy Riot - репрессии способствуют росту антиклерикальных настроений. Бесконечное нагнетание конфликта должно разрешиться революционно - если подливать кровь в аквариум с пираньями, они рано или поздно сожрут друг друга, вода успокоится и мы наконец-то сможем запустить туда своих либертарных рыбок нового общества. Если использовать авторскую аналогию с кобрами, которых разводят, чтобы зарабатывать на их истреблении - змееводством занимаются обе стороны конфликта, и клерикальная и секулярная. Когда будет достигнута критическая масса, змеи пожрут себя. Вопрос лишь в том, насколько мы окажемся устойчивыми к яду и доживем ли до этого момента.

Можно избегать оскорбления реакционеров и декорировать аквариум, попутно изучая пираний, их повадки и окрас. Можно даже стать экспертом в этой области. Вопрос в том, что является нашей целью - отвлеченная рефлексия или же реальное преобразование действительности. Надо заметить, что пираньи не спят, они размножаются и крепнут и уже скоро начнут выпрыгивать из воды, пытаясь ухватить нас за нос.

На сегодняшний момент официально считается оскорбительной икона, изображающая черную икру, Ленина или Мики-Мауса, завтра же какой-нибудь искусствовед, недавно сменивший серую форму на черную рясу, сочтет иконы Дмитрия Гутова адописными и богохульными. Уже просто потому, что их автор не является прихожанином РПЦ МП.


Комментарии

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: