в блоге Странная война

Vip Павел Шехтман (в блоге Свободное место) 07.02.2012

450

Последняя статья г-на Ихлова о «переговорах» отражает общий дух нынешней умеренно-либеральной оппозиции – довольство своими (во многом воображаемыми) победами, переходящее, на мой взгляд, уже в полную неадекватность.

Г-н Ихлов объясняет неразумным радикалам то, что им, по их окопной узости взглядов, недоступно: оказывается, целью войны является мир, а дипломат, в удобном кабинете обсуждающий с врагом условия его, врага, капитуляции, есть вовсе не предатель, но очень важная и необходимая фигура.

От имени всего радикального спектра я выражаю г-ну Ихлову живейшую признательность за сообщение столь ценных сведений. Более того. Я чрезвычайно рад, что Лига избирателей, Гражданское движение и т.п. уважаемые организации гражданского общества готовы вести переговоры о голове Путина. Полдела, можно сказать, сделано. Остался пустячок: убедить в необходимости таких переговоров самого Путина.

Особенно в момент, когда Путин в очередной раз дал Болоту ясный и недвусмысленный ответ на одно из его основных требований - именно, освобождения политзаключенных.

Возможно, г-н Ихлов и его единомышленники и считают себя победителями, сумев провести три бесплатных концерта Шевчука. Беда в том, что Путин так явно не считает. И я как-то с трудом представляю себе Путина, выходящего с поднятыми руками, чтобы сдаться на милость Быкова, Акунина и Парфенова.

Впрочем, я благодарен г-ну Ихлову за аналогию с войной и дипломатией – она как раз помогает выявить слабость его позиции.

Самый важный элемент любых переговоров, элемент, который рождает великих дипломатов и приводит к великим дипломатическим свершениям, – большая дубинка за спиной. Этот закон был сформулирован, как известно, лауреатом Нобелевской премии мира Теодором Рузвельтом, но эмпирически был известен еще со времен хетто-египетских войн.

При этом, готовность употребить дубинку в дело значит не меньше, а иной раз и гораздо больше, чем ее величина. Это могут подтвердить два самых великих дипломата нашего времени: покойный Ким Чен Ир и благополучно здравствующий Махмуд Ахмадинежад.

Что же касается переговоров во время войны, то переговоры эти ведутся вовсе не с дипломатами. Дипломаты выступают лишь как агенты верховной власти – той самой власти, которая посылает в бой миллионные армии.

Если бы у «белого движения» было верховное руководство, способное и готовое вести толпу на омоновские кордоны, я бы признал за ним право на любые переговоры. Но где оно?

Г-н Ихлов достаточно знает историю, чтобы догадаться, с какой войной только и можно сравнить сражения, идущие на Болотной площади под водительством Быкова, Акунина, Парфенова и др.

Более семи десятков лет назад в Европе тоже в изобилии водились либерально и демократично настроенные господа, предпочитавшие разумный компромисс кровопролитию.

Эти господа заключили разумный компромисс в городе Мюнхене, а когда дело не выгорело и силой вещей они были втянуты в войну – они решили вести войну при полных гарантиях безопасности, войну без единого выстрела.

Они были великие дипломаты, эти господа, и потому после нескольких месяцев абсолютно безопасной войны они уже совсем было были близки к заключения мира на условиях разумного компромисса. Но поди ж ты – как раз в этот момент их противник-партнер подло и вероломно перешел в наступление по всему фронту.

И когда уже казалось, что все погибло, вместо разумных и умеренных дипломатов к власти пришел неумеренный драчливый авантюрист, сказавший:

«Вы спрашиваете, какова наша политика? Я отвечу: вести войну на море, суше и в воздухе, со всей нашей мощью и со всей той силой, которую Бог может даровать нам; вести войну против чудовищной тирании, равной которой никогда не было в мрачном и скорбном перечне человеческих преступлений.

Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа — победа любой ценой, победа, несмотря на все ужасы; победа, независимо от того, насколько долог и тернист может оказаться к ней путь; без победы мы не выживем».

Найдется ли такой человек у нас? Вот вопрос, от которого зависит очень многое.


Материалы по теме
06.02.2012 статья Евгений Ихлов: Перестройка без гласности →
06.02.2012 в блоге Александр Маноцков: Февраль: достать →
05.02.2012 в блоге Павел Шехтман: Болотный тупик →

Комментарии
User nortrop14, 07.02.2012 17:04 (#)
3133

Не стоит торопить события.

Давление пара в котле ещё не достаточно для взрыва. А вот следующей осенью...Тогда и лидер выкристаллизуетя как в 1991...

User natalie, 07.02.2012 17:11 (#)

готовность употребить дубинку в дело значит не меньше, а иной раз и гораздо больше, чем ее велич

Лучше не скажешь

Vip e_ihlov, 07.02.2012 17:34 (#)
4085

О возражения Шехтмана

Возражения Шехтмана покояться на трех китах:
1) умеренностью и компромиссами ничего не добиться
2) переговоры ведет сила, а не дипломаты
3) он спутал субъектов переговоров
***
Первое. О радикалах. Накануне 4 февраля Шехтман звал радикалов на марш протеста по Садовому, собирал сторонников на Калужской. Результат - ноль целых и хрен сотых. У Борового было 200 вечных борцов 1993 года. У Шехтмана - полное фиаско.
Первое-А. Компромиссы дали результат в Испании, Польше, Чехословакии, ГДР, Венгрии и Болгарии. Компромисса не было в Румынии.
***
Второе. Переговоры ведут дипломаты и втайне - от имени явной силы. Я говорил только о механизме - ведут деликатно.
***
Третье. Я никогда не имел ввиду Оргкомитет митинга или Лигу в качестве стороны переговоров. Речь шла о возможной договоренности двух частей расколовшейся политической элиты о мирной передаче власти умеренной оппозиции (за умеренность прозванной "оранжевой") и о механизме устранения ВВП.

User karluha, 07.02.2012 18:15 (#)

Павел, Вы выглядите еще смешнее, чем Ихлов. Вы оба не понимаете, что никакой дубинки у вас нет, ибо протестное движение пока несопоставимо по масштабам ни с одной страной, где оно победило, но легко сравнивается с тем же Ираном 2009, где его раздавили за несколько дней.
Поэтому Ихлов не усадит власть за переговоры (по крайней мере, важные - об уходе Путина), а Вы, максимум, добьетесь ужесточения режима. Охота играть роль людей, которые "думкою багатіють", - валяйте. Да только умнее бы задуматься, как повысить градус протеста.

Vip sfrandzi, 07.02.2012 19:10 (#)
450

1. Карлуха, речь покамест идет не о сущем, а о должном. 2. Вопрос, как повысить градус протеста - действительно ключевой, особенно на фоне того, что Ихлов и его единомышленники этот градус последовательно понижают. Первое дело, видимо - объяснять, что ПРОТЕСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОТЕСТОМ. Не боясь при этом получить клеймо провокатора и Гапона.

User karluha, 07.02.2012 19:53 (#)

Вот сможете выводить каждую неделю миллион человек, как было в Каире, тогда и поспорите, как распорядиться дубинкой. А пока вспомните: в мае Путин, вероятнее всего, вернется в Кремль. Протестная волна, вызванная возмущением от фальсификаций, спадет. Митинговать Вам, конечно, станет веселее, т.к. количество участников по сравнению с прошлыми годами вырастет на порядок, но на царствовании ВВП это лет 5 не отразится.
Пока же есть шанс (пусть невеликий) не пустить его в Кремль- а вы грызетесь.

, 07.02.2012 21:26 (#)
11328

>Протестная волна, вызванная возмущением от фальсификаций, спадет.
Не стоит торопиться с прогнозами. На 4 февраля тоже не ожидали такой массовости, решили, что Сахарово было кульминацией. 26 февраля придет не меньше. Уже формируется многотысячное ядро протеста. Это очевидно. Вопрос за оргами, за его обновленным составом и более радикальными требованиями к власти. Организаторам не надо бояться, что "хомячки" и "пингвины" под дубинки не пойдут. Поэтому не надо соглашаться в очередной раз на Болотную.
>но на царствовании ВВП это лет 5 не отразится
Поживем - увидим, дорогу осилят идущие.

User karluha, 08.02.2012 00:10 (#)

Арабские революции требуют отдельного анализа, а вот цветные революции в Грузии и Украине связаны с выборами, нынешняя ситуация в России - тоже. Прямым поводом для роста протестных настроений являются фальсификации. Если добиться результата в марте-мае не удастся, уровень протеста понизится неизбежно - это обычная логика таких событий. Я не ною и не пытаюсь "сеять пораженческие настроения". Просто зову к реализму и максимальному использованию тех немногих шансов, которые остались.

User bolotnikoff, 08.02.2012 04:25 (#)

Всё очень просто.
Соберётся несанкционированный митинг. а придёт на него не 100 тыс., а много меньше, по полицейскому мегафону проорут: "Граждане, разойдитесь, митинг не законный".
Далее некоторых затащат в автобусы, других вытеснят, всё зависит от ситуации, могут на 15 суток нескольких посадить, а могут пришить организацию массовых беспорядков.
Потом их будут долго и нудно включать в списки политзеков, а населению по телевизору скажут, что это наймиты Госдепа, которые пытались устроить оранжевую революцию и ввергнуть в хаос идиллию бандитского и воровского патернализма.

User karluha, 08.02.2012 11:32 (#)

to bolotnikoff

Ваши посты отличаются предельной трезвым и, что не менее важно, практическим взглядом. Большинство же других сторонников оппозиции представляют себе отстранение Путина в виде очень массового шествия, в т.ч., по несогласованному маршруту и "страшно жесткой" резолюции - после чего "оковы рухнут" и испуганные чекисты понесут им ключи от Кремля и Газпрома.

User bolotnikoff, 08.02.2012 22:38 (#)

У московитов нет рационализма, логики.
Это так исторически сложилось, душевный народ, думает эмоцией, даже такой смехотворный лозунг был - голосуй сердцем (почему не печенью или пяткой?), вроде делать выбор надо головой.
==================
Но я вам вот что скажу - в этой стране события могут приобретать самый неожиданный оборот, как в психбольнице, настроения могут быть ужасно переменчивы, причём это очень трудно понять.
Страна чудес - всего 2 месяца назад никто не ожидал внезапно дружных многочисленных демонстраций.
============
Может быть, они так же внезапно стихнут, как начались? Нет, такое ощущение, что это только верхушка айсберга, интуитивно это многие понимают, это первые ласточки.
===========
Но в таком формате, как сметающий всё массовый митинг, это конечно ерунда.
0н в любом случае может быть только фоном чего-то, причём одновременно в низах, и в верхах.

User karluha, 07.02.2012 21:07 (#)

Павел, вы прочтите внимательно результаты опроса Левада-центра. Если осмыслить их как следует, то увидите, что возвращения Путина в Кремль хотят только 22 процента населения. Это означает, что, правильно организовавшись, вы еще можете это предотвратить. Нужно выбрать из двоих ничтожеств того, кто имеет максимальные электоральные перспективы и "заставить" всю оппозицию его поддержать. Нужно подписать с ним в обмен на это все обязательства о досрочных выборах, в т.ч., президентских. Нужно заставить власть массово фальсифицировать (честного голосования она не допустит) и продумать, как сделать эти преступления гласными онлайн. Тогда протест сможет стать лавинообразным - и они струсят. А Ваши разборки с "соглашателями" сейчас не к месту.

User bolotnikoff, 08.02.2012 03:33 (#)

Есть 2 гипотезы - после выборов протестное движение рассосётся и всё вернётся на круги своя в нулевые или нет.
Если на выборах никаких сюрпризов не будет, поводом и причиной для массовых выступлений может быть широкомасштабный кризис в экономике.
Эти горе-революционеры в упор не хотят видеть, что богоносный народ в целом согласный, а не несогласный, он и хочет так жить, питаясь объедками патернализма жуликов и воров, хотя это очень мягко сказано.

User karluha, 08.02.2012 11:36 (#)

Появилась надежда на то, что нечто начинает меняться. Если интересно, посмотрите мои соображения на ветке о "Левада-центр".

User bolotnikoff, 08.02.2012 22:39 (#)

А где такая? Такой вроде не замечал. Не все тут рубрики просматриваю, но заголовка не было. Поищу. Это интересно.

User karluha, 09.02.2012 03:51 (#)

https://graniru.org/Politics/Russia/President/m.195498.htm

User bolotnikoff, 09.02.2012 06:08 (#)

Да, спасибо.
Но эти опросы чисто пропагандистские, ясно, что более 25, но меньше 60, остальное зависит от сиюминутных настроений.
Я бы не дал прогноз, может быть как скандальный провал, так и привычный результат.
Всё же думаю, что будут нервотрёпно натягивать от процентов 30 всю ночь и это действо обрастёт разоблачениями и несостыковками, но доказать никто ничего не сможет.

User natalie, 07.02.2012 18:18 (#)

[...] умеренной оппозиции (за умеренность прозванной "оранжевой")

Более чем сомнительное утверждение - и типичный пример того, чем страдает вся обсуждаемая здесь статья г-на Илларионова. Там буквально в каждом абзаце можно найти подобное "жонглирование" терминами с целью подмены понятий

User natalie, 07.02.2012 18:24 (#)

Опечатка: предыдущий комментарий относится к словам г-на Ихлова, разумеется

Vip sfrandzi, 07.02.2012 18:22 (#)
450

1) Утверждение, что "компромиссом ничего не добиться", так же бессмысленно, как и утверждение, что "добиться результатов можно только с помощью компромисса". Компромисс есть результат борьбы, целью же борьбы может выступать только победа. Борьба, заранее поставившая своей целью не победу, а компромисс, нелепа. Пример из Талмуда, который любил Жаботинский: двое шли по дороге и нашли отрез ткани. Они приходят к судье-раввину, и каждый требует, чтобы ему был отдан весь отрез. Тогда судья должен разделить отрез пополам. Но если один претендует лишь на половину отреза, а другой на целый, то судья говорит: "если об одной половине спора нет, то вторую половину следует разделить надвое". И таким образом тот, кто упорно стоял на своем, получает три четверти ткани, а тот, кто изначально был настроен на "разумный компромисс" - четверть.
Далее, о примерах из истории Европы. Ни один из них к нам не подходит. Пакт Монклоа был заключен не с Франко, он был заключен в разгаре процесса демонтажа франкизма, инициированного новым руководством страны. В странах Восточной Европы компромисс был заключен именно после того, как масса вышла из повиновения режиму и режим полностью перестал контролировать ситуацию. Компромисс там был результатом массового гражданского неповиновения, а не массового стремления к компромиссу.
2,3) - фантазии, которые вообще не подлежат обсуждению. Исходят из презумпции, что все упирается в персону Путина и что несколько концертов с шариками могут заставить крупную и хорошо организованную ОПГ отказаться от власти и сменить правила игры с мафиозных на строго юридические, при которых жуликам и ворам по определению не найдется места (даже если им будет обещана амнистия). На самом деле, если что и заставит "элиту" принимать экстренные решения, то это страх перед неконтролируемой толпой, а никак не вид белых шариков.

User toporov777, 08.02.2012 00:06 (#)

проблема в том, что бороться готовы единицы.
и ничего с этим поделать нельзя.

User m901, 08.02.2012 07:49 (#)

"проблема в том, что бороться готовы единицы."

Еще вчера казалось невозможным проведение нескольких подряд многотысячных акций протеста. Блоги кипели уже давно, но чтоб кипение вышло "наружу" - это казалось почти невозможным. Сегодня это реальность. Люди не поленились, не побоялись и вышли. Сегодня кажется невозможной радикализация протеста, его "выход из берегов". Завтра это тоже станет реальностью. Что к этому подтолкнет? Очередная фальсификация выборов. Без фальсификации режим уже не обойдется. Но ему выгодно минимизировать такую необходимость. Надо заставить вора провороваться по-крупному, внаглую - чтоб всем было видно, что это - вор. Как можно больше народу должно прийти на выборы и проголосовать за любого кандидата кроме Путина - лучше всего за того "непутина", у которого наибольший рейтинг. Чем меньше будет разрыв Пу со следующим канидатом по официально объявленным данным, тем очевиднее будет, что режим в очередной раз прибегнул к фальсификации. Такова психология восприятия "обычного гражданина". Если разрыв 20%, гражданин думает: ну, наверно 10% ему приписали, но на 10%-то он все равно честно опередил, бог с ним. А вот если разрыв 10%, тогда уже будет восприниматься как почти полностью результат фальсификаций, тогда "победа" будет выглядеть совершенно неубедительной. В текущей ситуации это почти неминуеммо вызовет новый взрыв возмущения. Протест резко и массово радикализируется. И кремлядь будет накрыта этой волной протеста.

User radcentr, 08.02.2012 10:41 (#)
9645

Павел. Вы нам ещё пригодитесь! Не прыгайте на амбразуру.

Плевать: выборы-не выборы.
Удар надобно наность наверняка. На НИСХОДЯЩЕМ экономическом тренде. Тогда у вас будет даже не полк, а армия!
И этот тренд скоро настанет. Ибо ублюдская и неэффективная экономика выдыхается. И 110 за баррель ей уже не поможет. Только постоянный рост: 110-120-130-140... А этого не будет.

User m901, 08.02.2012 11:13 (#)

Только этой весной

Исторический шанс свернуть шею "вертикали" есть только этой весной. Если это не произойдет, то не произойдет уже никогда в обозримом будущем. Надеяться, что экономический кризис поспособствует свержению режима, нет оснований. От кризиса пострадает в первую очередь периферийная, беднейшая часть населения, т.е. наиболее политически дезориентированная и морально "затюканная", люди лишь туже затянут пояса. Положение образованного "среднего класса" тоже ухудшится, но не настолько, чтоб радикализовать его. Благое пожелание Акунина, чтоб путинизм еще "помучался" этак с годик и рухнул чуть ли не сам собой, также по меньшей мере наивно. Реально есть шанс только этой весной. Но для пессимизма нет оснований. Видя все, что сейчас происходит, мне кажется крайне маловероятным, что путинизм переживет эту весну.

User bolotnikoff, 08.02.2012 22:46 (#)

Да, но фонтан халявных нефтедолларов просто затопит, ими заткнут все дыры в бюджете, жирование также плохой период для перемен, нищие будут благодарны за сытные объедки, средние успокоятся.
Некоторые экономические проблемы - в них будут попрекать и обвинять.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: