Заметки провокатора: ответ на ответ Поэля Карпа
Поскольку Поэль Карп ответил на мой ответ ему, то уж, видимо, судьба мне писать ответ на ответ.
Для затравки краткое личное объяснение. Вопреки жалобам Поэля Мееровича, я нигде не давал понять, что якобы сомневаюсь в его уме - я действительно в нем нисколько не сомневаюсь. Как и в честности оппонента. И потому, в отличие от г-на Карпа, я не кидался намеками на некие силы, которым мой оппонент, «видимо, ненамеренно – подыгрывает». Хотя мог бы. Потому что объективно – да, подыгрывает. А подыгрывает, мне кажется, потому, что с юности привык играть в игры, задаваемые властью, по установленным властью правилам.
В этом смысле показательно, что, говоря о брежневских временах, мой оппонент допускает на первый взгляд странный анахронизм. Он уверяет, что «картина безоговорочной поддержки» партии и правительства создавалась тогда «целой системой карательных мер, увенчивавшейся ГУЛАГОМ и расстрелами». Это неожиданно для человека, жившего в ту эпоху, причем сознательной жизнью. Никаких расстрелов при Брежневе, как известно, не было, «черные воронки» не разъезжали по ночным улицам, ГУЛАГ в классическом виде был расформирован еще при Хрущеве, психушки и мордовские лагеря были, но использовались на крайний случай, а «картина безоговорочной поддержки» создавалась не столько ими, сколько простейшими бытовыми угрозами: лишить премии, 13-й зарплаты, подвести под сокращение, лишить возможности печататься, лишить заказов на переводы... и вообще «как бы чего не вышло». И выдрессированное годами террора поколение по команде послушно поднимало руки на всех собраниях – за осуждение Сахарова и Солженицына, за одобрение «интернациональной помощи» Чехословакии и Афганистану - не забывая при этом строить фиги в карманах.Только на кухнях предавались безоглядной фронде, рассказывая антисоветские анекдоты и слушая Галича, певшего:
И все так же, не проще,
Век наш пробует нас -
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь,
В тот назначенный час ?!
На этом, собственно, и держался брежневский режим – на рефлексивной готовности большинства подчиняться «правилам игры» даже тогда, когда их нарушение не грозило никакой явной, очевидной опасностью. И потому осмелюсь заявить, что не только чекистам, и даже, в тот исторический момент, не столько чекистам, а именно вот этому дрессированному большинству мы были обязаны атмосферой, в которой подпись под каким-нибудь открытым письмом была актом незаурядного мужества, а выход на демонстрацию – уделом героев. И я подозреваю, что для некоторых людей того поколения признать этот факт достаточно мучительно - гораздо проще считать, что на тех позорных собраниях голосовали "за" под страхом ГУЛАГа и расстрела.
Я не могу и не хочу осуждать поколение моих родителей, тем более что не знаю, как сам бы вел себя в подобной ситуации. Но я могу осуждать – и осуждаю – тех, кто сделал себе из «фиги в кармане» знамя и идеологию, восхищаясь собственным умом, практичностью, знанием жизни и умением жить и свысока трактуя тех, кто своими «безумными выходками» лишь зря навлекает репрессии власти и на себя, и на них, таких умных-благоразумных.
Именно рудименты идеологии «фиги в кармане» я вижу у уважаемого П. Карпа. Именно они, в частности, заставляют его смешивать призывы к активному, но притом мирному протесту в день выборов с намерением поднять чуть ли не вооруженное восстание. Действительно, гораздо проще объяснить, почему недопустимо пытаться учинить восстание и государственный переворот, чем почему недопустимы призывы выйти на площадь и громко и внятно во всеуслышание заявить о своем непризнании мошеннических «выборов» и власти, которая из организует. Здесь опять же – чувствуется инстинктивный страх перед всякой открытой конфронтацией с властью, выходящей за рамки заданных самой властью «правил игры». Поэтому разрешенную властью (ввиду совершенной бессмысленности) тайную порчу бюллетеней П. Карп именует «мирным давлением на власть», а попытку реального, открытого и публичного давления на власть – «псевдореволюционной провокацией».
Кстати, об этимологии слова «провокация». Латинское provocatio имеет два значения: 1) «вызов» и 2) «обращение, апелляция к народу» (на смертный приговор, вынесенный магистратом). Provocare, среди прочего, означает «пробуждать»; provocator – человек, бросающий вызов. В этом смысле Поэль Карп прав, акции на Триумфальной площади, и вообще всякие АПД (акции прямого действия) – провокации в обоих латинских смыслах, как вызов власти и как призыв, апелляция к обществу, попытка его пробудить. И в этом смысле всякая революции начинается с «провокаций». Разве не «провокатором» был Ельцин, когда залез на танк перед жидкой толпой и прочитал свой указ? Разве не «провокацией» была высадка в Сицилии тысячи волонтеров Гарибальди, приведшая к объединению Италии? И разве не была она подготовлена множеством неудавшихся и трагически окончившихся «провокаций» (как, например, высадка Пизакане), участники которых, тем не менее, навечно вошли в пантеон итальянской славы? Не «провокацией» ли была организация группой словацких диссидентов шествия со свечами в Братиславе, которое послужило началом «бархатной революции»? А разве не «провокатором» был Камилль Демулен, когда он сорвал и нацепил на шляпу лист каштана в Пале-Рояле, еще не зная, что это приведет ко взятию Бастилии, а не к его собственному водворению в эту самую Бастилию? И наконец – разве не «провокаторами» были советские диссиденты, выходившие на площади при молчании или даже прямой враждебности общества?
Увы, в рассуждениях Поэля Карпа мне видится очень распространенный признак совкового (именно совкового!) менталитета. Совковый обыватель активно не любит «провокаторов», которые напоминают ему о необходимости выбора и поступка. Сам он всегда готов на подвиги гражданского мужества, но... только если он на 100% уверен в успехе. Одна знакомая долго жаловалась мне, как же достал ее путинский режим. Я пригласил ее на Триумфальную. Ответ был таков: «Ну выйду я, ну запихают меня в этот воронок, и что изменится? А у меня семья, сын... Вот если все выйдут – тогда и я выйду, а иначе это бессмысленно». Попытки объяснить, что несколько миллионов (ну пусть даже несколько десятков тысяч) москвичей рассуждают точно так же и именно поэтому на площади никого нет, никакого действия не возымели.
А между тем миллионы протестующих, к которым можно было бы безопасно примкнуть, не материализуются ни с того ни с сего. Миллионы образуются, когда каждый, кто счел для себя недопустимым терпеть путинскую власть, выйдет на площадь, не глядя, поступают ли так же окружающие. «Делай что должен, и пусть будет что будет» - когда это скажет себе каждый, судьба страны действительно окажется в наших руках.
Выйти на площадь. Вырваться за флажки. Открыто нарушить правила игры, диктуемые системой. Только это остается в наше время человеку, пытающемуся быть свободным гражданином во вновь ставшей несвободной стране.
Комментарии
НЕ КАСАЯСЬ СУТИ СПОРА.
Подлинный еврей не стыдится своего еврейского отчества, хоть Моисеевича, хоть Мееровича, хоть какого. Однако оно часто упоминается антисемитами, желающими унизить еврея в споре, показать ему его место. На всю жизнь осталось у меня в памяти, как моего начальника - зав.лабораторией Иосифа Яковлевича один такой подчеркнуто назвал Иосифом Янкелевичем. Вся лаборатория была удивлена, но не более того. Поскольку дело происходило в Советском Союзе, и было ясно, что для выживания стоит мимикрировать.
Что заставило Вас, Павел Иосифович, видимо, самого - еврея, прибегнуть к подобным методам абсолютно неясно.
Свою заметку Вы демонстративно назвали "Заметками провокатора". Провокация, надо отметить, удалась.
Совершенно верно подмечено. Я тоже был фраппирован этим ходом...
К человеку обратились по имени-отчеству. При чем здесь "методы"?!
"Вопреки жалобам Поэля Мееровича..."
.
Вы полагаете, что обращение выглядит таким образом? Это странно - для гуманитария ...
Вы больны, gulp. Это именно вам неСрусское имя кажется оскорбительным.
Хотя, я вообще не люблю обращения по имени-отчеству. Как-то по советски звучит.
Читал свои "Поэли" Шехтман...
Использование отчества совсем не говорит об уважении и часто используется со скрытым издевательским оттенком. "Добрый день, симпатичнейший Степан Богданович!"
Притом, как верно заметил gulb, П.Шехтман не использует прямое обращение. В контексте умоминание "Вопреки жалобам Поэля Мееровича..." звучит именно издевательски. Вдвойне издевательски.
P.S. Поэль Меерович Карп официально пишется таким образом:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/351798/
И он прав, потому что по сути это звучит ничем не хуже, чем "Поэль Ахмедович" или "Поэль Ашотович". Антисемитские ассоциации - от советского отношения ко всему еврейскому как к чему-то неприличному, которое советские евреи разделяли с антисемитами. Но уж я-то считал, что при моей фамилии в обращении по отчеству будут видеть как раз знак уважения, а никак не "двойное дно"!!!
Спасибо за маленькую, но ёмкую лекцию. Таперича я точно буду знать,
.
что моё имя и отчество звучат ничем не хуже, чем "Артур Махмудыч" или "Ясер Хусейныч",
.
хотя раньше мне казалось, что мои звучат лучще. А ваш экскурс в ментальность
.
"советских евреев" - просто маленький, шарлатанский, обобщательный диагноз... Боюсь, что ваш..
.
И уж на что способны люди с фамилиями, подобными вашей, вы, как историк,
.
не можете не знать... Количество мотек гундосых всегда превышали разумную в них потребность...
Артист, давно хочу со всей невинностью спросить у вас одну вещь, но, имея перед глазами примеры на этом форуме, когда вместо ответов людям доставались тумаки (виртуальные, конечно), хочу все же заручиться вашим разрешением, связанным с обещанием, не доводить дело до виртуального рукоприкладства. За себя я могу поручиться.;) Предупреждаю, что вопрос мой вам вряд ли понравится, но мне, тем не менее, хотелось бы выслушать честный ответ, свободный от оценок моей личности. Если вы на это способны, дайте знать.
Не задав мне вопроса, вы - более или менее - на него ответили сами,
.
ухитрившись при этом забрызгать меня чем-то липким.
.
Ежели вы считаете, что неприятные вопросы надо предварять таким зачином -
.
лучше не стоит и зачинать беседу, тем более, что отрицательный
.
опыт общения у нас действительно имеется.
.
Пусть мой отказ будет вашим самым большим разочарованием - и в этом..., и в том....
самым большим разочарованием
Вы меня не разочаровали, Артист. Наоборот, вы превзошли все мои ожидания.
(Пожимая плечами). Ну это в конце концов смешно. Обвинения, личные оскорбления... И из-за чего? из-за ттого, что человека, который в Википедии, в книгах его переводах, в Озоне и вообще во всех интернетах фигурирует как Поэль Меерович Карп, я назвал Поэлем Мееровичем. Слушайте, вы в своем уме?!!
Я - да, в своём. Вы, видимо, в своём. Чем вы, кстати, лично оскорбились в моём тексте -
.
ничего личного там не было. Вот вы попытались своим нелепым вопросом меня обидеть,
.
но я не обиделся - каких-то компонентов не хватает для...
.
Чу, рога трубят...
Вы слышите?
Спасибо. Степень логической связности Вашего поста и главное - его специфическая концовка окончательно прояснили вопрос, поставленный мною.
Да, боюсь, что вы человек банальный. Рогов вы не видите,
.
не слышите, и даже не верите в их существование...
.
Впрочем, это было и так очевидно.
Традиция такова, что редко, когда журналиста называют по имени-отчеству. То и дело слышим мы: Максим Шевченко, Леонид Радзиховский, Нателла Болтянская, Виктор Шендерович, Марина Арбатова... Разве, что - от большого уважения - Николай Карлович, Александр Андреевич (Проханов).
Что-то говорит мне, что большого уважения к Поэлю Карпу Вы не испытываете. Тогда, что же? Если бы отчество звучало нейтрально, можно было бы пропустить, пройти мимо, не задумываясь, но, когда вот так навязчиво подчеркивается еврейское происхождение оппонента, что уже в глазах многих национально ориентированных читателей - достаточное основание для подозрений в преступных деяниях, не оставляет мысль, что это - намеренно. С умыслом. С душком. И не старайтесь формально оправдаться, что, дескать, так в Википедиях. От лукавого это. Одно дело в официальных документах, и совсем другое - в жизни. Не говоря уже о том, что иногда звучит просто дико и непривычно слуху. Уже в послесоветское время я знал Вольфа Пинхусовича, который в быту звался Владимиром Петровичем.
У меня почему-то сложилось впечатление, что,
независимо от того, кто из спорящих - Шехтман или Карп - более прав (об этом можно дискутировать), Поэль Меерович хотя бы верит в то, что пишет, а вот Павел Иосифович - не очень (то есть является демагогом).
почему-то
А почему?
По-моему, Поэль Карп похож на джентельмена, который собирается прочесть жулику, выворачивающему его карманы, лекцию об аморальности его действий - вместо того, чтобы просто воспользоваться бамбуковой тростью.
А я причем?
Протесты, выборы...
"Покойник так их воспитал, что они повезут любого, кто возьмет вожжи."
Что характерно, эффект, похоже, перманентный.
Респект тем, к кому это не относится, - к ним это не относится.
Уважаемый Павел, согласен с каждым Вашим словом. "Пацанов", дорвавшихся до кормила мирно не убрать.
В России бываю нечасто и каждый раз в шоке. Хочется подойти к каждому, тряхнуть хорошенько и сказать: "Ребята, вы что? Вас же имеют. И чем дальше, тем сильнее и глубже. Пора, пора очнуться..." Но тут же понимаю, что вся эта аморфная, мало что понимающая не только в политике, но, видимо, и в жизни, масса, доведенная к тому же до нужной и окончательной кондиции путин-ТВ, не на ровном месте возникла. Впрочем, всегда был согласен с Шендеровичем, что то же самое ТВ реально могло бы "вправить мозги" "обратно" и мобилизовать. Вопрос только - как вернуть те, относительно вегетарианские времена первого НТВ. В общем, грустно всё это. Замкнутый круг...
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: