Первый День гнева без Лужкова
Вчерашний День гнева был, как всегда, заранее объявлен, и были очень настойчивые попытки добиться согласования с властями. Организаторы даже готовы были пойти на некоторые уступки. Ну не на Болотную площадь, конечно, «в болото» пусть идут «Наши». Но на Пушкинскую площадь готовы были согласиться, если уж под хвостом у Долгорукого никак нельзя.
Требования были традиционные - за исключением, конечно, отставки Лужкова. Да и отставка Лужкова – это только начало процесса в нашем понимании. Дальше должно быть расследование деятельности (или бездеятельности) правительства Москвы. И надо обсуждать самые срочные проблемы.
По отношению к кандидатам-назначенцам в мэры Москвы я прежде всего отмечаю два момента.
Во-первых, я считаю, что им необходимо заявить о том, что они инициируют выборы мэра, признавая себя переходным правительством. Тогда мы готовы с ними разговаривать по существу, конкретно, предметно, конструктивно и благожелательно даже.
Во-вторых, необходимо заявление о начале борьбы за возвращение полноправного местного самоуправления. Потому что та сверхцентрализация, которая существует в Москве, делает город просто неуправляемым ни для властей, ни для москвичей. Полный перечень срочных задач и требований опубликован в моей статье в «Новой газете».
На День гнева были приглашены и кандидаты-назначенцы. Конечно, это было символический жест, никто не тешил себя надеждой, что они откликнутся. Это опять же лишняя демонстрация нашей конструктивности и, соответственно, совершенно лишняя демонстрация отношения этих людей к общественности. Настолько мы им до лампочки, что никто из них даже не потрудился ответить. Ну, сказали бы из вежливости хоть что-то, но они игнорируют все эти вещи. Отстранение общественности от любого участия в городской политике не только стало фактом, оно еще и демонстративное: знай свое место! Вот что нам всем фактически говорится.
Вчера еще до начала мероприятия схватили Удальцова, Пономарева и еще нескольких инициаторов. Удальцов в своей почтовой рассылке примерно за день до акции сообщил, что у него кроме официальных были конфиденциальные разговоры в мэрии и ему сказали: «Ну, давайте, если флагов не будет, мы вас особо не тронем». То ли правая рука не знает, что делает левая, то ли они обе не знают, что делают, но тронули.
Уже потом кто-то поднял флаги, плакаты какие-то. Туда сразу же бросился ОМОН. Но вот я, например, ходил с плакатом на груди, требуя выборов мэра и обсуждения проблем, и меня никто не тронул. Только куча корреспондентов за неимением, видимо, других объектов набросилась на меня с фотоаппаратами.
Вообще плакатов было, к сожалению, очень мало. Судя по моему примеру, в этот раз никто бы не тронул людей с плакатами. Пожалуй, это единственный положительный сдвиг – что допустили хождение с плакатами.
Пытались петь песни. Между прочим, я замечаю, что, как ни странно, все эти 20 лет революционных, условно говоря, процессов не породили каких-то массовых песен. Я не говорю о том, чтобы что-то новое распространилось так же широко, как «Широка страна моя родная» (кстати, ее пели вчера), но чтобы хотя бы у демократической, подвижной части населения появились новые песни. Но нет. Сначала пели Окуджаву, сейчас это отошло. Удивительный феномен. Но я думаю, новые песни скоро появятся.
Что касается перспектив Дня гнева, лично я считаю, что оппозиции надо постараться хотя бы в этом вопросе договориться: как-то установить разумное расписание, чтобы не мельтешить с митингами. Слишком много маленьких митингов, все к этому привыкают, и никто их не замечает. Идея 31-го числа хороша чем: все заранее объявлено, понятно. День гнева, который предлагалось проводить по 12-м числам, мне кажется избыточным мельтешением. Хотя у него есть одна хорошая особенность: ведь на него приходят и участвуют вместе представители и демократической, и левой оппозиции, и вполне друг с другом ладят, хотя лозунги у всех свои.
Но я должен оговориться - это все внутреннее дело оппозиции, и никто не вправе нам указывать, сколько раз, по каким числам и в каких местах нам собираться. А договориться, по-моему, надо. Чтобы немножко пореже, немножко поосмысленнее.
Ни левая, ни демократическая оппозиция по отдельности не могут ничего сейчас сделать в смысле осуществления своих требований. Для начала надо победить бюрократическую диктатуру, а уж потом предложить народу выбирать между правыми, левыми и так далее. И народ сделает так, как делал почти всегда: выберет разумную середину.
Комментарии
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: