Помнить Гайдара
Вечер памяти Гайдара был похож на его похороны. Очень много людей. Та же, к сожалению, преобладающая «аудитория» 50+. Такой же фон: тогда, во время панихиды, - омерзение и оторопь, вызванные поведением Госдумы, которая не сочла возможным почтить память выдающегося реформатора, теперь, во время сороковин – статья «пикейных жилетов» Попова и Лужкова в жанре «не могу молчать» с обвинениями Егора Тимуровича чуть ли не в людоедстве.
Людей, благодарных Гайдару и адекватно оценивающих его историческую роль, на самом деле больше, чем это можно было представить в озлобленной и оболваненной пропагандой о «лихих девяностых» стране. Это – хорошая новость. Плохая состоит в том, что все равно рационально, с цифрами и фактами, с «флешбеками» в голодную осень 1991 года, объяснить ничего нельзя. Каждый остается при своем, и работают не рациональные аргументы, а эмоции – ярость, гнев, горечь, обида...
Чтить память Гайдара будут прежде всего демократы и либералы, для которых 1990-е были временем надежд на то, что Россия станет нормальной страной, той самой «Тишландией», о которой презрительно писали в своей статье Попов и Лужков. В том числе либералы «латентные», слившиеся со средой и затерявшиеся в «путинском большинстве». Но на самом деле людей, понимающих, что он сделал для страны, можно будет найти и в других возрастных категориях и социальных стратах. У них по возрасту нет привычки ходить на панихиды и вечера памяти, но они твердо знают, кто основал государство и рыночную экономику. Руководитель одной из крупных инвестиционных компаний рассказывал мне, как молодые брокеры (а эта работа очень тяжелая и только для молодых и здоровых людей) в день смерти Гайдара сидели и поминали Егора Тимуровича. И не чтобы им очень хотелось выпить – просто отец-основатель рыночных площадок и инструментов заслуживал, с их точки зрения, того, чтобы о нем поговорить и помянуть добрым словом. Потратив на это дорогое в буквальном смысле слова брокерское время.
С одной стороны, итоги гайдаровской реформы, как их ни оценивай, налицо. Мы живем в стране, построенной по гайдаровским чертежам. С другой стороны, как и об отдаленных последствиях Великой французской революции, об историческом значении преобразований 1990-х говорить рано. Важно то, что Гайдар вошел в историю и его будут помнить. Только не в том стиле, как это сделали два московских мэра, снявших с реформы Гайдара сливки...
Комментарии
Светлая память сильному умному бескорыстному человеку. В отличие от г-на Батурина, который есть наглый, цепкий, жадный, ханжеский, очень далекий от чувства достоинства и чести гражданин Шариков. Он внаглую поменял стиль и менталитет Москвы. С его-то вкусом ко всему золоченому. Они же сносят все - от Речника до музея Скрябина. Даже Сталин Москву так не изуродовал, как эта милая лимитная парочка.
реальная память лжецу,бездельнику,цинику и алкоголику,Шарикову-приватизатору,поделившему всё меж своих и обокравшему всех остальных.
Естественно,все его друзья-приватизаторы потом передрались и дерутся за украденное до сих пор,вон сколько визгу об ограбленном(!) Ходорковском,грабители у грабителя отняли,ну как так можно?Надо было оставить первое,ПРАВИЛЬНОЕ,гайдаровское ограбление,оно ведь НАУЧНО обоснованно,оно демократическое и либеральное!
а уж что там пропивают бедные утрудившиеся брокеры,это вообще детский сад,играю на долговом и фонодовом рынке 15 лет,сказки про шахтёрскую работу брокеров расскажите любимому своему Путину
Круг замкнулся
Эх, милостивые государи!
Вам смешно от ночки до зари.
Так ли б вы смеялись, коль узнали,
Что не все минули декабри!
(А.Васин, "Песня о декабристах")
Итак, замкнулся исторический круг. Руководство страны выступило с инициативой "разувековечить" память Сталина и в то же время увековечить его двойника-антипода - Гайдара. Общее у них - отношение к людям, как к навозу истории, готовность лить кровь как воду. Кто пролил больше, будут долго спорить и взвешивать. Различие между ними - и даже не просто между ними, а меж их сторонниками: одни стояли за утопию всеобщего госконтроля, другие - за утопию безбрежной власти денег, Инферно из романа "Час Быка". Общества, к к-рому нас вели те и другие, похожи почти неразличимо.
"Демократы" окончательно отказались от остатков гуманизма и вывесили вместо икон морившего людей голодом Гайдара, махрового фашиста Пиночета, антисемита и вешателя Столыпина. С.Ковалев, считавшийся главным правозащитником, выступил с идеей создания мирового правительства, но не с научными рекомендациями, как представлял Сахаров, а с ракетами, к-рыми оно должно, не слушая болтовни никаких ООН, сечь непослушные страны. Он же выступил за принудительное шефство "передовых" народов над "неправильными". Знакомо, не так ли?
Отношение к фигуре Гайдара стало паролем для новых фашистов. Люди, посмевшие просто рассказать правдиво о некоторых действиях Гайдара, притом лишь чуть-чуть (Лужков и Попов), объявляются врагами нации.
Общество тем самым безвозвратно раскалывается опять на белых и красных, "сталинистов" и "гайдаристов". Интеллигентикам, людям верящим в ценности гуманизма, места просто не остается. Будет шуткой истории, если все решится к ноябрю 2017.
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: