"НГ": Генштаб отказывается от военных округов
На смену шести военным округам и четырем флотам Вооруженных сил РФ придут три стратегические направления – восточное, западное и южное, пишет "Независимая газета". "Северного не будет, говорится в статье, - в этом направлении Северный полюс, откуда военная угроза России не ожидается". Таков, утверждает издание, основной замысел плана новой коренной реформы Вооруженных сил, разработанного под руководством начальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-полковника Александра Рукшина.
План был обсужден и одобрен на совещании под руководством начальника ГШ Юрия Балуевского 6 декабря. На его реализацию, по оценке разработчиков, уйдет 2-3 года. Перестройка военной инфраструктуры может обойтись в 4–5 трлн. руб.
С упразднение военных округов главкоматы видов Вооруженных сил и командования родов войск также преобразуются в направления. Исключением могут оказаться лишь РВСН.
Отмечая неэффективность существующей военной структуры, авторы статьи вместе с тем утверждают, что "очередная ломка задумана в первую очередь для получения дополнительных средств и их перераспределения внутри Вооруженных сил". Эксперты "НГ" также уверены, что реформирование в таком виде спровоцирует очередной массовый исход из Вооруженных сил молодых офицеров, а значит, "Генштаб предлагает провести весьма рискованный во всех отношениях для обороноспособности государства эксперимент".
Комментарий
Генерала Балуевского есть за что ругать. Его и ругают. Но вот военачальник, должность которого позволяет пребывать в покое и удобстве минимум еще два года (пенсионного возраста он достигнет в январе 2007-го), сам предлагает разрушить замшелый фундамент, на котором стоит его кресло. И тут же получает в лоб за намерение "провести весьма рискованный во всех отношениях для обороноспособности государства эксперимент". Нет, пожалуй, место начальника Генштаба не столь уж и комфортно: ничего не делаешь – бездельник и ретроград, шевельнешься - могильщик национальной обороны.
Между тем если Балуевский действительно осуществит задуманное, то Россия наконец-то получит шанс обзавестись эффективной, мобильной, компактной системой обороны. При нынешнем характере угроз военные округа – это анахронизм, бессмысленное размазывание сил и средств по всей территории Российской Федерации. Это своего рода военные поселения, где люди в погонах заняты хозяйственным самообеспечением больше, чем боевой подготовкой. Такая система оправдывала себя во времена фронтальных войн, но никак не в XXI веке, когда войны будут скоротечными, а столкновения будут развертываться не столько на суше, сколько в воздушно-космическом пространстве. У тех же США более 70% боевого потенциала ориентировано на военный космос.
Что же касается наземных боевых действий, то это будут прежде всего локальные антитеррористические операции. И поэтому сосредоточение ударных сил по направлениям и под руководством единого штаба представляется разумным, давно назревшим решением.
У реформы, естественно, есть свои оппоненты. Со штатными консерваторами все ясно: у них со времен Александра I один девиз - только бы все было как при бабушке. Однако если военные округа и устоят, то только благодаря тем, кто видит в них резерв внутренних войск. Неслучайно в последние годы ряд функций ВВ распространился и на армию. Сегодня каждый федеральный округ имеет не только свой округ внутренних войск, но и округ военный. И при объявлении чрезвычайного положения армию выводят из казарм для решения сугубо внутренних проблем. Между тем перепланировка всей военной структуры по направлениям ожидаемых угроз делает Вооруженные силы, как и положено, инструментом национальной обороны, а не Министерства внутренних дел.
Армия, нацеленная на выполнение конкретных задач, структурно и технически ориентированная на определенные географические условия, спаянная единой тактикой и управлением, сделает более внятным и гособоронзаказ. Высвободятся и деньги для контрактной службы, которая в новых условиях станет по-настоящему востребована.
Есть ли риски? Конечно. И первейший заложен в мозгах генералов. Любое дело можно оглупить, была бы охота. А многие ли из нынешних военачальников захотят реформ, если им и так живется неплохо? И совсем не факт, что теоретические новшества Балуевского встретят поддержку в Кремле. Во всяком случае, последние годы армию реформировали только на словах. А когда Путин решил, что реформа успешно завершена, и на словах перестали.
Владимир Темный