В Су-27 могли быть запчасти от другого самолета
В российский самолет Су-27, разбившийся в Литве, могли быть поставлены детали от другого истребителя. По словам главы литовской комиссии по расследованию инцидента Виталиюса Вайкшнораса, так Россия объяснила тот факт, что комиссии были представлены данные не разбившегося, а другого самолета.
В четверг Вайкшнорас беседовал с представителем российской комиссии генерал-майором Сергеем Байнетовым. "Представитель России утверждает, что это (расхождение в данных по самолету. - Ред.) могло случиться из-за того, что при ремонте истребителя в него были поставлены детали другого истребителя", – сообщает пресс-служба. Байнетов информировал, какой из различных идентификационных номеров, обнаруженных среди обломков и в представленных документах, является настоящим и может использоваться для анализа, и обещал в пятницу представить подтверждающие это документы.
После получения объяснений от представителя российского Минобороны Вайкшнорас принял решение продолжить анализ данных, сообщает пресс-служба Минобороны Литвы.
Ранее в четверг источник в российском Минобороны сообщил Интерфаксу, что Россия предоставляет Литве всю запрашиваемую информацию. "Никого дезинформировать не собираемся", - заявил он. "Порой приходится на один вопрос литовской стороны предоставлять до десяти документов, а они на русском языке, требуется их перевод", - отметил источник.
Накануне сообщалось, что Литва обвинила Россию в дезинформации. Вайкшнорас заявил, что в ответ на просьбу Вильнюса прислать технические параметры упавшего истребителя Су-27, необходимые для анализа содержимого "черного ящика", российская сторона представила данные другого самолета.
На вопрос, считает ли литовская сторона предоставление Россией данных другого самолета как умышленное действие, пресс-секретарь министра обороны Литвы Рута Апейките ответила, что оценка этого поступка официально пока не сформулирована.
Су-27 разбился в Литве 15 сентября. Пилот успел катапультироваться, позднее он был задержан литовской стороной для разбирательства. По заявлениям российских военных чиновников, причиной аварии стал сбой в навигационном оборудовании.
Комментарий
Можно сколько угодно раздражаться по поводу дотошности литовской комиссии, расследующей обстоятельства падения Су-27, но формально все идет так, как и должно идти. Те, кто видит в позиции Вильнюса намерение лягнуть большого соседа, унизить его, осрамить на весь мир, явно пребывают в плену старых представлений о литовско-российских отношениях. Литва – член НАТО, она изначально, еще 15 лет назад, дала понять, что в своем развитии будет ориентироваться на Запад, а не на Восток. И на том давно уже пора поставить точку и не впадать в истерику, не дождавшись от бывшего собрата по СССР сердечной приязни. Достаточно нормальных, цивилизованных отношений.
Суверенное государство желает знать, как, что и почему упало на его территорию 15 сентября. Во всех подробностях. Законное желание. И никакого повода для всплеска национальной гордости великороссов.
Прокололись – теперь уж чего на кого-то пенять, что попросят литовцы, то и выкладывай. Тем более что Су-27 вряд ли представляет собой кладезь секретов для НАТО, а пресловутые коды, если и уцелели при падении, то давно уже не более ценны, чем прошлогодний снег. Самое правильное – удовлетворить любопытство литовской стороны с максимальным радушием и открытостью. Это единственный способ разочаровать тех, кто хочет сочинить из этого авиапроисшествия большую политическую историю.
Если и есть что уязвляющее российское достоинство во всем этом деле, так это уровень профессионализма российских ВВС. Летчик ли виноват, его ли коллеги, техническая ли служба, готовившая самолет, начальство, утвердившее план перелета, "оборонка", заложившая брак в конструкцию, или кто еще - факт налицо: боевая машина потеряла ориентировку и вломилась в чужое воздушное пространство, да еще и рухнула притом. И первопричина случившегося позора скрыта отнюдь не в прохладном отношении литовцев к беспокойному соседу.